О пьесе "Кража" Джека Лондона.

Nov 24, 2019 18:35

Прочла первую и единственную пьесу Джека Лондона "Кража".
Написанная в 1910 году, она поднимала завесу над "трудовой деятельностью" всемогущих магнатов, которые посредством своих миллионов держали в подчинении правительство и сами были правящей властью.
Джек Лондон ярко и даже взволнованно изложил свои взгляды устами главной героини пьесы Маргарет Чамберс, дочери всемогущего олигарха Энтони Старкуэтера.

Самому Джеку Лондону пьеса очень нравилась, и он хотел увидеть её поставленной в театре, но театральные агентства Нью-Йорка отказались её принимать по причине ярко выраженных политических взглядов. Интересно, а чего хотел Лондон? Герой его пьесы Говард Нокс открыто говорил, что всё вокруг существует на деньги магнатов, все покупаются и продаются, так кто же будет свидетельствовать против себя?! Конечно, пьесу завернули, и при жизни Джек Лондон так и не увидел её на сцене.

В пьесе две переплетённые линии: разговоры о политических интригах и отношения Нокса и Маргарет. Про политику денежных мешков читать было скучно, мне очень хотелось пролистать эти страницы, но я их терпеливо читала, потому что: во-первых, отдавала должное Джеку Лондону, как политологу, а, во-вторых, надо было разобраться в подоплёке политических отношений, влияющих на поступки героев пьесы.

Разумеется, меня больше интересовала любовная история отношений Маргарет и Нокса. Он - государственный деятель, выдвинутый в сенаторы от народа, она - обеспеченная дама, дочь и жена миллионеров. По пьесе Маргарет и Нокс любят друг друга (возвышенно на словах и вяло на деле).

Сюжет пьесы основан на том, что Нокс собирается выступить в Конгрессе с обличением Энтони Старкуэтера, отца Маргарет, с доказательными документами. Приближённые Старкуэтера выкрадывают у Нокса эти документы, а Маргарет в свою очередь крадёт их у отца и передаёт Ноксу.

Пьеса длинная. Одни герои много рассуждают о политике (Старкуэтер, Чалмерс, Хаббард), другие много говорят о своих чувствах (Маргарет и Нокс). Диалоги и монологи длинны без меры, особенно на тему политики. Видно, что автор хорошо разбирается в подводных политических течениях и хочет, чтобы это поняли и читатели. А читатели (например, я) давно уже поняли, а он всё об одном и том же ...

Кстати, вот эти слова из пьесы Джека Лондона давно уже стали афоризмом: "Каков народ, таково и его правительство. Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает. Если бы народ был лучше, у него и правительство было бы лучше."

Маргарет Чалмерс, красивая, умная, чуткая, образованная и идейная, выросшая в заботе и достатке, оказывается, считает себя несчастной от того, что её отец, имея миллионы, обирает своих рабочих, заставляя их жить впроголодь на мизерную зарплату, и даже поощряет детский труд. А вот Нокс наоборот, желает провести реформы, которые сделают народ счастливым.

Ради этой высокой идеи (через слёзы, страдания и унижения) Маргарет и крадёт у отца документы. Передавая их Ноксу, она говорит: "Пусть ваши слова приблизят будущее! Пусть в вашей речи звучит гнев людей, у которых крадут их счастье."

Интересно то, что в заключении пьесы её муж прожжённый политик Том Чалмерс говорит: "Послушай, Маргарет! Его речь вызовет черт знает какой переполох. Но не так уж это страшно, как думает твой отец. Шум стихнет. Мало ли раскрывалось афер, а власть все равно оставалась у нас. Ведь все проходит."

Всё проходит, и всё остаётся на своих местах. Так стоило ли ради этого пьесу писать огород городить?

Пьеса интересная, но если бы Джек Лондон вдвое сократил политические диалоги и душевные излияния Маргарет, в которых она показывает себя белой и пушистой, то стало бы гораздо лучше. Пьеса, это не роман!

Что подвигло меня на чтение этого произведения?
Да два фильма, которые я посмотрела. Они были созданы по этой пьесе в одном и том же 1982 году. Один фильм назывался, как и пьеса, "Кража"(ТО "Экран", режиссёр Л.Пчёлкин), другой - "Пусть он выступит" (Укртелефильм, режиссёр Олег Бийма).

Мнение о первом фильме я уже написала, о втором пока думаю.

мнение о книге, книги-классика, писатели, американская литература

Previous post Next post
Up