Читала мемуары Михаила Ильича Ромма (1901-1971). В предисловии он написал: "Скучные воспоминания пусты, как сама смерть, а от этой спутницы я постараюсь держаться как можно дальше, как можно дольше".
Удостоверяю, что это так - воспоминания Ромма интересные, остроумные, живые и содержательные.
Напоминаю, Михаил Ильич Ромм - советский кинорежиссёр, сценарист, театральный режиссёр, педагог, публицист, лауреат пяти Сталинских премий, народный артист СССР.
Кинорежиссёр Михаил Ильич Ромм
Он создал около 20-ти художественных фильмов, из которых я смотрела (и они мне нравятся) девять: Пышка, Тринадцать, Ленин в Октябре, Ленин в 1918 году, Мечта, Русский вопрос, Адмирал Ушаков, Убийство на улице Данте, Девять дней одного года ...
Применительно к последней картине помещаю здесь небольшой отрывок из мемуаров режиссёра Ромма, который доказывает, как легко и непринуждённо он построил и изложил свои воспоминания...
" Вообще-то я всегда считал, что мое счастливое число - 13.
На XIII Карлововарском кинофестивале, когда я получил премию за мою тринадцатую картину "Девять дней одного года", мне предложили на приеме произнести традиционный шутливый тост. Я встал и сказал тост, полагая, что он достаточно остроумен:
- Дорогие друзья! Я ни на минуту не сомневался, что получу эту премию. Дело в том, что мое счастливое число - 13. Я сделал картину "Тринадцать". На этой картине я женился. Женат счастливо 26 лет, то есть два раза по тринадцать. "Девять дней одного года" - это моя тринадцатая картина. Наш фестиваль - тринадцатый международный. Он открылся 13 июля. У меня не было ни малейших сомнений, что премия - моя. Благодарю вас за внимание.
Мне похлопали, но тут встал Бернар Блие, чудесный актер и веселый человек. Он сказал:
- Дорогой господин Ромм! У нас во Франции есть такой анекдот: один господин приехал из-за границы в Марсель, как и вы, 13 июля, сел в поезд № 13, вагон № 13, место № 13. В Париже в гостинице был один свободный номер - тринадцатый. Бедняга был так поражен, что заперся в этом тринадцатом номере и ждал 13 дней. Наконец он пошел в казино, поставил все свои деньги на номер тринадцать и выиграл тринадцать миллионов. Назавтра он отправился на скачки, поставил все тринадцать миллионов на кобылу номер тринадцать, и она пришла тринадцатой. (Смех, аплодисменты.)
Господин Ромм, - закончил Блие, - я не сомневаюсь, что "Девять дней одного года" - это ваше казино. Но помните: за ним следует кобыла. Берегитесь кобылы, дорогой господин Ромм! (Бурные аплодисменты, смех, все пьют чешское пиво.)
Признаюсь, тост Блие гораздо лучше.
Еще важнее то, что он заставил меня призадумываться. Мысль о кобыле № 13 тревожила меня. В конце концов я решил перехитрить себя и сделать четырнадцатую картину документальной. Роковое число сыграло важную роль в решении делать "Обыкновенный фашизм".