Ордена на портрете Василия Перовского.

Jan 13, 2019 11:17

Перед наступающим Новым годом я увлеклась новым для себя делом - изучением наград императорской России. А подвигло меня к этому интересному занятию разглядывание портретов Василия Алексеевича Перовского работы Карла Брюллова. Их два - в полный рост и погрудный. Ордена изображены на обоих - но на погрудном портрете они крупнее и яснее. Мне захотелось узнать, что это за ордена, и за что Перовский их получил.

Разумеется, специалисты-фалеристы с ходу назовут эти награды, но мне хотелось разобраться самой ... как у Пастернака "во всем мне хочется дойти до самой сути!"



Брюллов К.П. Портрет Василия Алексеевича Перовского, 1837. Холст, масло. 247 х 155 см. Государственная Третьяковская галерея.

О большом портрете (о его реставрации) я уже писала, на нём тоже изображены ордена, но символически, и детали не разглядеть даже при увеличении. На портрете "по грудь" ордена крупнее, поэтому я, в основном, смотрела этот портрет.

Понимаю, что Василий Алексеевич, как военный человек, знал иерархию орденов и нацепил их не ради красоты мундира, а по правилам ношения. Да и Брюллов несомненно разбирался в вопросе и поправил бы Перовского, если бы тот ошибся (что невозможно). Конечно, художник изобразил ордена символически, но узнаваемо. Поэтому ошибки быть не могло, если так надето и нарисовано, значит, так оно и есть!



Брюллов К.П. Портрет Перовского В.А. 1837. Холст, масло. 71.3x58 см. Государственная Третьяковская галерея.

Карл Брюллов написал оба портрета в 1837 году. Я уверена, что первым был написан портрет "по грудь", и Перовский лично для него позировал. Портрет "в полный рост" Брюллов создавал в Петербурге уже без Перовского, так сказать, заочно, ибо Василий Алексеевич в то время находился во вверенном ему Оренбургском крае.

В 1837 году Перовскому было 42 года. Он имел уже 10 наград, среди которых были Золотая шпага "За храбрость" с алмазами, полученная 19 июля 1828, и Знак отличия беспорочной службы за XX лет (22.08.1832).

За 62 года своей героической жизни Перовский получил 15 наград, одна из которых была русско-иностранная. Но меня интересовали лишь те, что он получил в отрезок времени с 1812 года по 1837, то есть когда он ушёл на войну, и когда был написан портрет.

[Spoiler (click to open)]


Фрагмент портрета с орденами.

Сначала я стала исследовать, что за значки были на шее Василия Алексеевича. Первый из них, крест из белого металла (серебро) на георгиевской ленточке ( оранжевой с тремя черными полосами) - Знак Отличия Георгиевского креста или Военного ордена.

Василий Алексеевич Перовский был награждён военным Георгием 4-й степени с бантом не за подвиг в Отечественной войне 1812 года, как можно было бы предположить, а за овладение штурмом крепости Анапа в русско-турецком конфликте 1828-29 г.г.

Далее идут две светлые круглые медальки. Википедия информировала лишь об орденах Перовского, а о медалях ничего не сказала, поэтому я добавлю сведения о медалях.

Первая - серебряная медаль "В память Отечественной войны 1812 года" - размер 28 и 24мм. Этой медалью были награждены все без исключения участники Отечественной войны 1812 года - от солдата до фельдмаршала. Медаль утверждена Манифестом Александра I от 30 августа 1814 года и носилась на голубой андреевской ленте.

Вторая - серебряная медаль "За турецкую войну" - диаметр 25 мм. Этой медалью награждались участники русско-турецкой войны 1828-29 г.г. Учреждена указом Николая I 1 октября 1829 года. Лента медали - георгиевская.

Обе медали имели на обеих сторонах надписи и даты, но Брюллову не было нужды тщательно вырисовывать детали, он просто изобразил светлые кругляши с характерными для них лентами.

Нижняя звезда.
По Статуту орденов орденские звезды на левой стороне груди размещались вертикально одна под другой (но не более трех).

Известно, что в 17 лет Василий Перовский ушёл на войну, участвовал в Бородинском сражении. В бою 22 июня 1812 отличился, за что получил чин подпоручика и был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом, который по указу Екатерины II давался только за военные подвиги. Это была первая награда Василия Перовского.

В Статуте от 1782 года орден Святого Владимира описывается так: "Звезда осъмиугольная, попеременно угол серебряный и угол золотой, посреди которой в черном круглом поле, обведенном красною каймою, малый золотой крест, около коего литеры С. Р. К. В., то есть: Святый Равноапостольный Князь Владимир".
Носился орден на левой стороне груди и постоянно.

Рассуждаю: углы серебряные и золотые есть, чёрное круглое поле есть, красная кайма вокруг чёрного поля есть, в середине "малый золотой крест" и литеры вокруг - есть, расположен на левой стороне груди - да. Вывод: нижняя звезда - это Орден Св.Владимира, да, но какой степени?

В 1826 году Перовского наградили Св. Владимиром 3-й степени, в 1831 году - 2 степени. А по Статуту - при наличии другой степени одного и того же ордена полагалось носить только высшую степень. Полученные ранее низшие степени хранились, но не надевались. В императорской России никогда не давали дважды орден одного названия и той же степени. Значит, на портрете Перовского 1837 года нижняя звезда - орден Св. Владимира 2 степени.

Верхняя звезда.
Судя по очертаниям ордена, количеству лучей, девизу и буквенному вензелю "SA" в центре - это Орден Святого Александра Невского, который Василий Перовский получил 1 июня 1837 года за заслуги на государственном поприще. Видимо, эта высокая награда и воодушевила орденоносца заказать портрет у знаменитого художника.

Императорский Орден Святого Благоверного Князя Александра Невского - одна из высших наград Российской империи с 1725 по 1917 год. Орден был учреждён Екатериной I и по иерархии орденов стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины. Орден Александра Невского не имел степеней и классов (как и Орден Андрея Первозванного).

Через четыре года (16.04.1841) Перовский получит алмазные знаки к ордену Святого Александра Невского (16.04.1841), а 1852 году получит главную имперскую награду - Орден Святого Андрея Первозванного. Но портрета с высшим орденом императорской России мы уже не увидим, так как Василий Алексеевич умер в 1857 году, а пятью годами ранее (1852) умер Карл Брюллов.


На портрете "в рост" видна ещё одна награда (пониже Св. Владимира) - это Знак ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест). Его Перовский получил в 1816 году. Орден по статуту считался высшей военной наградой и имел 3 степени: Большой командорский крест - 1-я степень; Командорский крест - 2-я степень и Кавалерский крест - низшая, 3-я степень.

Так как в списках Почётных командоров (1 степень) и Командоров (2 степень) я не нашла фамилию Перовского, то делаю вывод, что крестик на мундире - это Ковалерский знак Мальтийского ордена 3-й степени.

Знак ордена был золотым, покрытым белой эмалью. По форме представлял собой равноконечный крест с расширяющимися от центра концами, которые раздваивались наподобие ласточкиных хвостов.

Орден в России стал символом древнего дворянского происхождения, но в то же время он был знАком особого отношения императора к награждённому. Поэтому даже кавалеры низшей степени негласно считались обладателями награды более высокой, чем кавалеры орденов Святого Георгия и Святого Владимира 4-й и 3-й степеней, так как пользовались личным вниманием монарших особ.

С 1814 года Перовский был причислен Гвардейскому главному штабу, а в 1816 году был переведён в лейб-гвардии Егерский полк и сопровождал великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I) в его путешествии по России и загранице. Николаю было 20 лет, Перовскому 21 и нет никакого сомнения, что они были дружны - вот вам и личное расположение и соответствующая награда!

Кстати, наметилась ещё одна тема, требующая изучения. На большом портрете Брюллов изобразил Перовского с саблей на боку, хотя тот был награждён 19.07.1828 Золотой шпагой "За храбрость" с алмазами.
Это несоответствие я объясняю тем, что Брюллов был наслышан о том, что Перовский награждён памятным холодным оружием, но не знал каким конкретно. Поэтому изобразил саблю, ведь большой портрет он создавал а отсутствие Перовского, так сказать заочно, и никто его не поправил. Законченный портрет отправили Перовскому в Оренбург, и долгие годы он находился в губернаторском доме. Когда Перовский ушёл с должности, портрет с собой не забрал. Может, из-за " оплошности" художника?
Надо выяснить этот вопрос. )))



Теперь, зная, что из себя представляют ордена императорской России, мне стало куда интереснее разглядывать многочисленные живописные портреты. Если, например, в романовской галерее я раньше разглядывала лишь внешность изображённых героев (кудри, усы, генеральские мундиры), то теперь смотрю на их ордена и знаю, как они называются и за что получены. А это страшно интересно! Награды Суворова, Кутузова, князя Куракина и других многочисленных орденоносцев читаются мной теперь, как открытая книга, потому что портреты ЗАГОВОРИЛИ!

P.S. Сведения, которые я узнала об орденах и применила к изображениям на портрете, - оспоримы, так как я не "волшебник, а только учусь" и запросто могла ошибиться (всё-таки живопись это не фотодокумент). Поэтому приму с благодарностью любые поправки и замечания.

русские художники, русская живопись, карл брюллов, история россии, перовский, мои фото, гордость нации, ордена

Previous post Next post
Up