Меня всегда поражали имперские награды на груди (плечах, боку, на оружии) высокопоставленных вельмож, изображённых на портретах. Очень красивые кресты, звёзды, бриллиантовые цепи - это не только украшение мундиров, но и свидетельство подвигов на полях сражений. Увидев рисунок Александра Брюллова (справа), на котором он изобразил портрет Надежды Дуровой, я обратила внимание на Георгиевский крест на её одежде. Этот орден давался за конкретные подвиги в военное время и отчаянную храбрость в бою. Это была исключительно почётная награда.
Надежда Дурова была единственной в то время женщиной - кавалером солдатского Георгия.
Когда до Александра I дошёл слух, что Коннопольском уланском полку служит кавалерист-девица по имени Александр Соколов, он вызвал её в Петербург для личной встречи. Надежда Андреевна убедила императора в своей любви к военному делу и попросила разрешения продолжать службу в полку. Александр поразился патриотизму женщины и разрешил ей остаться в армии. Он наградил Дурову солдатским Георгиевским крестом, произвёл в корнеты и распорядился зачислить её в Мариупольский гусарский полк, дав ей фамилию, производную от своего имени - Александр Александров.
Выйдя в отставку в чине штабс-ротмистра, Надежда Дурова написала "Записки кавалерист-девицы", где описала подвиг, за который получила Георгия.
Это случилось в первом же её бою во время Кампании 1807 года.
...увидела я несколько неприятельских драгун, которые, окружив одного русского офицера, сбили его выстрелом из пистолета с лошади. Он упал, и они хотели рубить его лежащего. В ту же минуту я понеслась к ним, держа пику наперевес. Надобно думать, что эта сумасбродная смелость напугала их, потому что они в то же мгновенье оставили офицера и рассыпались врозь. Я прискакала к раненому и остановилась над ним; минуты две смотрела я на него молча; он лежал с закрытыми глазами, не подавая знака жизни, видно, думал, что над ним стоит неприятель. Наконец, он решился взглянуть, и я тотчас спросила, не хочет ли он сесть на мою лошадь? "Ах, сделайте милость, друг мой" - сказал он едва слышным голосом. Я тотчас сошла с лошади и с трудом подняла раненого ..."
Раненым офицером оказался поручик Финляндского драгунского полка Панин.
Знак Отличия Военного ордена по Статуту полагался и за спасение в бою офицера - это приравнивалось к военному подвигу. Георгия (№ 5723) и вручил Надежде Дуровой лично император Александр I - "За службу и храбрость".