Лучший ценитель каждому писателю есть его соотечественник; первый наставник каждого читателя есть писатель, ему родной по крови, языку, привычкам, характеру, даже народным недостаткам.
А.В. Дружинин
Редакция журнала "Современник".
Верхний ряд: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович;
Нижний ряд: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский.
Фото сделано С.Л. Левицким 15 февраля 1856 года.
Перечитывая недавно произведения Тургенева, я обратила внимание на фотографию, где Иван Сергеевич запечатлён в компании своих друзей. Если произведения пятерых писателей, изображённых на фотографии, мне хорошо знакомы, то о Дружинине я знала только понаслышке. И припомнила, что где-то в моей домашней библиотеке есть его повесть "Полинька Сакс". Памятуя о том, что всё приходит в своё время, я нашла эту книжку, теперь читаю и попутно знакомлюсь с биографией автора.
Александр Васильевич Дружинин был современником многих русских писателей, имена некоторых из них сохранились до нашего времени (Лев Толстой, Иван Тургенев, Александр Островский, Иван Гончаров, Салтыков-Щедрин и др), другие остались известны лишь кругу истинных любителей русской словесности (Григорович, Боткин, Павел Анненков, Писемский и др.) В число последних входит и А.В. Дружинин.
Я решила как можно ближе ознакомиться с творчеством этого писателя. Причин несколько: чтобы расширить свой кругозор в области русской литературы, чтобы составить своё мнение о творчестве этого писателя и чтобы ещё раз представить себе жизнь наших известных литераторов в позапрошлом веке - ведь это время (200 лет назад) не стало древней ветхостью, а продолжает быть расцветом русской культуры, начиная с Пушкина.
К тому же считается, что Дружинин в описании женской любви является предшественником Тургенева, а я как раз недавно перечитала любовные произведения Ивана Сергеевича, и мне хочется узнать, так ли это у Дружинина.
Так вот, Александр Васильевич Дружинин (1824-1864) - высокоталантливый русский романист, переводчик и критик. По происхождению дворянин. Получил хорошее домашнее воспитание, обучался в Пажеском корпусе.
Служил в лейб-гвардии Финляндском полку, где сблизился с сослуживцем Павлом Андреевичем Федотовым, ставшим впоследствии известным художником. В 1853 году в журнале "Современник" №2 Дружинин опубликовал "Воспоминание о русском художнике П. А. Федотове".
По слабому здоровью и желанию посвятить себя литературе в январе 1846 вышел в отставку в чине подпоручика. В 1847 году дебютировал повестью "Полинька Сакс" ("Современник", № 12). Далее публиковал в "Современнике" рассказы, повести, романы, а позднее - очерки текущей периодики и литературно-критические статьи.
Дружинин был дружен с Григоровичем, Тургеневым, особенно с Павлом Анненковым и Боткиным. С друзьями он имел не только сходные литературно-эстетические взгляды, но и житейские предпочтения.
Боткин писал И. С. Тургеневу в письме от 14 июня 1855 года: "Дружинин завтра уезжает в Петербург. Я искренно полюбил его и провожаю его с сожалением. Он редкий товарищ и отличный человек. Правда, что он характера необыкновенно сдержанного и больше обращенного внутрь, нежели наружу. Но сколько мне удавалось подмечать его внутренние движения, я всегда чувствовал в них сердечную теплоту и благородство души. Кроме того, это человек с характером и умеет смотреть чорту в глаза".
Широкую известность Дружинину принесли лёгкие, юмористические очерки о петербургской городской и дачной жизни, написанные в виде похождений Ивана Чернокнижникова. Имя героя было взято из понятия "чернокнижие": так Дружинин и его друзья называли праздное времяпрепровождение "с обильной дозой фривольности, эротики", дружеских пирушек, остроумных бесед и прочих забав. Похождения Ивана Чернокнижникова были написаны в фельетонном жанре, который был настолько приятен Дружинину, что он продолжал его использовать в разных вариантах много лет.
Дружинина считают первым русским критиком и литературоведом, широко освещавшим историю и современность английской литературы, французской и частично американской. В литературно-критических статьях основное внимание Дружинин уделял идейно-эстетическим и нравственным аспектам анализируемых произведений.
Как передовой писатель и критик, Дружинин приветствовал "сближение поэзии с действительностью" и одобрительно оценивал отображение правды жизни в творчестве Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Ф. Писемского, но при этом Дружинин считал, что лишь эстетические достоинства и качества художественной формы дают произведениям право на жизнь.
Под заметным влиянием Дружинина и его теории "чистого искусства" некоторое время находился Л.Н. Толстой. Лев Николаевич (в письме к Боткину от 20 января 1857) называл группу критиков-эстетов - "бесценным для меня триумвиратом, Боткиным, Анненковым и Дружининым".
Анализируя произведения современников, Дружинин, не скупясь на похвалу, отмечал художественные удачи в создании образов, в построении композиции, в оригинальности стиля. Например, анализируя произведения Л.Н. Толстого, Дружинин щедро делился своим восторгом: "Поэтическое зеркало графа Толстого поражает своею беспримерною чистотою...", "Подвиги, им изображаемые, не имеют в себе никакого великолепия, кроме великолепия нравственного...", "У него обозначены мастерски даже те переходные пункты, то переходное состояние, которое даже в физическом человеке очень часто ускользает от заботливого глаза, а тут смело и отчетливо выставлено... как бы точнее выразиться? духовное расширение человека".
Дружинин-критик с таким же бесстрашным откровением указывал авторам на их художественные просчеты, не взирая на личную дружбу с некоторыми, что приводило последних (например, Тургенева) к ссорам и даже к охлаждению отношений.
Сам Александр Васильевич органически был расположен к произведениям со светлым и радостным изображением описываемой жизни. Например, в драматических пьесах Александра Островского Дружинин углядел оптимизм, который "не только тот высокий дар смеха, от которого бледнеет порок и на душе честного человека становится ясно, но и другой, не столько поэтический, но почти столько же редкий дар смеха резвого и беззаботно веселого".
Александр Васильевич был душевно чутким человеком. С 1856 года он настойчиво двигал идею о создании русского литературного фонда. К 1859 году его старания увенчались успехом: в Петербурге было организовано "Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым", которое просуществовало вплоть до 1919 года.
Дружинин положительно отнёсся к реформе 1861 года и содействовал освобождению своих и окрестных крестьян, отмечая при этом недостатки и противоречия послереформенной жизни.
К 1861 году А.В.Дружинин прекратил деятельность писателя-романиста и деятельность критика русской литературы, но продолжал публиковать просветительные обзоры английской литературы и публицистики.
Постепенно творчество А.С. Дружинина потеряло былую популярность, и, когда писатель умер (в 1864 году от чахотки), это событие прошло почти не замеченным современниками. Заслуги Дружинина перед русской литературой отметили лишь Некрасов (некролог в "Современнике", 1864, № 1) и Тургенев (поминальная речь в "Русском инвалиде", 1864, 18 февраля).
По инициативе родственников было издано посмертное, почти полное собрание сочинений Дружинина, но оно не имело успеха.
В школьной программе по литературе, имена писателей Григоровича, Писемского и др. редко, но всё-таки упоминаются, то Дружинина среди них никогда не было. Советское литературоведение сочло его второстепенным писателем, а значит, не стоящим внимания.