Детективный фильм "Загадка Эндхауза". В роли Пуаро Равикович.

Feb 20, 2018 13:03

Вчера посмотрела советский фильм "Загадка Эндхауза" с Анатолием Равиковичем в роли Пуаро. Сам роман Агаты Кристи я когда-то читала, но сюжет подзабылся, помню только, что развязка в нём неожиданная. Перечитывать не стала, а вот фильм посмотрела.

Понравился. Не люблю выражаться штампами, но он действительно смотрелся на одном дыхании. Автор сценария, и он же режиссёр - Вадим Дербенёв. Компоновка сюжета удачная, в 102 минуты уложился практически весь роман.

Представляю, как шикарно выглядел этот фильм в год выпуска на экраны (1989). Съёмки происходили в Прибалтике, которая считалась советской заграницей, поэтому именно там старались снимать фильмы с иностранным сюжетом!

Англию заменили Литвой, Сент Лу Каунасом, а побережьем Корнуолла стало каунасское водохранилище - и вот вам всё, как у Агаты Кристи, конечно, с долей зрительского воображения.

С высоты пройденного времени, а это без малого 30 лет, антураж фильма выглядит простоватым, если не сказать, бедным, но это совершенно не мешает следить за за развитием интриги, если понимаешь, что кино - прежде всего условность, даже если оно экранизация!

В основном, моё зрительское внимание держали два героя - сам Пуаро и хозяйка Эндхауза Ник Бакли. Остальные действующие лица, даже друзья Ник Бакли, выглядели статистами, и первый среди них - капитан Гастингс. В романе Гастингс - важный персонаж, от его лица ведётся повествование, а здесь он никакой, убери его из фильма, никто и не заметит!

Если в других романах (и фильмах) Гастингс по словам Пуаро "проявлял слабоумие", то в "Загадке Эндхауза" он вообще ничего не проявлял, лишь ходил рядом с сыщиком и делал умное лицо. А чтобы казаться при деле, курил трубку и вроде как размышлял. К сожалению, Гастингс-Крылов даже не был фоном для Пуаро, и, похоже, был вставлен в фильм для 1. общего колорита, 2. ради Дмитрия Крылова и 3. как же без Гастингса!

Мне было очень интересно смотреть, как Анатолий Равикович изображает Эркюля Пуаро. Образ нервного интеллигента Хоботова совершенно не довлел надо мной. Во-первых, я легко абстрагируюсь от других ролей, во-вторых, смешно сравнивать одну роль с другой и на разнице делать выводы. В-третьих, мне всегда интересно посмотреть на новую трактовку известного образа и восхититься разносторонними гранями актёрского таланта!



Гастингс и Пуаро

Равикович изобразил замечательного Пуаро. Это не напыщенный Альберт Финни, ни озабочено-простецкий Питер Устинов, ни упёртый Дэвид Суше, ни самодовольный Кеннет Брана, он - обыкновенный человек, умеющий отгадывать хитроумные загадки, и мозг ему в помощь. Это как у каменщика мастерок, у дворника метла, у скульптора резец, у хирурга скальпель, а у Пуаро серые клеточки. И при этом он ими не хвастается, а просто применяет для работы.

Короче, я "отдыхала" от других Пуаро, глядя на Пуаро-Равиковича. Мне нравилось видеть его нормальным человеком. Он не требовал идеальных по высоте яиц, не сдувал с себя пылинки, не напомаживал усы, и позволял себе показаться зрителям в расстёгнутом воротничке и в распахнутом жилете! Даже цепочка на его животе висела криво, от чего Пуаро-Суше наверняка пришёл бы в ужас.

Не скажу, что фильм держался на одном Пуаро, остальные персонажи тоже внесли свою лепту, и в целом сюжет связался. В романе все действующие лица вращаются вокруг Ник Бакли и вызывают серьёзные подозрения, это подогревает интерес к чтению.

В фильме эти господа находятся как бы поодаль от событий, хотя по сценарию зритель должен их подозревать. Увы, нет, друзья Ник Бакли, как и Гастингс, не углубляли интригу, а были всего лишь фоном для оттенения отношений между Пуаро и Бакли.
В фильме присутствуют ещё кое-какие моменты, вызывающие критические рассуждения и вопросы, но это уже ненужные придирки.

"Загадка Эндхауза" - первый отечественный фильм об Эркюле Пуаро. Фильм расцвечен чудесными видами водных просторов, якобы английских, их поверхность рассекают разного вида катера и яхты с красочными парусами, всё смотрится красиво и безмятежно под чудесную музыку Микаэла Таривердиева.

И что особенно было приятно, так это увидеть полузабытую советскую действительность ))) она узнавалась в любом кадре: на улицах, в парках, в архитектуре зданий, в транспорте, в одежде прохожих, в интерьерах … в общем, "курица не птица, Литва не заграница".

Вадим Дербенёв планировал снять ещё один фильм о Пуаро с Равиковичем в главной роли, но тогда не получилось, и мне очень жаль, что не получится уже никогда. А так хотелось увидеть Анатолия Юрьевича в образе Пуаро ещё раз!

Общее впечатление.
Образ "нашего" Пуаро получился колоритным и глубоким, он на несколько порядков выше захваленного Альберта Финни. Фильм - удача режиссёра Дербенёва и актёра Равиковича. Мои аплодисменты обоим! Жаль, что этот хороший фильм не получил заслуженного признания у публики, а он того стоит!

наше кино, агата кристи, фильмы-детективы, пуаро

Previous post Next post
Up