Годы жизни Eкатерины Александрийской - 287-305. Она была из царского рода, от какой-то ветви по линии императора Константина. Екатерина была прекрасно образована и очень красива. Многие мужчины набивались ей в женихи, но она всем отвечала, что выйдет замуж только за того, кто будет превосходить её по знатности, уму и красоте.
Когда Екатерине было 17 лет, её мать, верующая в Иисуса Христа, отвела дочь на беседу к христианскому старцу. Тот сказал Екатерине, что для неё есть самый лучший жених, достоинства которого выше всех земных, "ибо красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает, высота рода Его - не изречена".
Старец рассказал Екатерине об Иисусе Христе, и ей открылась Истина, к которой рвалась ее душа. Старец дал девушке икону с изображением Божией Матери с Богомладенцем на руках и велел с крепкой верой молиться Царице Небесной о даровании видения Ее Сына.
Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая указала своему Сыну на коленопреклоненную Екатерину. Но Богомладенец не стал смотреть на девушку, потому что она не была омыта водами святого Крещения и не запечатлена печатью Духа Святого.
Екатерина в глубокой печали пришла к мудрому старцу. Тот совершил над ней таинство святого Крещения и сказал, чтобы стать Христовой невестой, надо хранить целомудрие и неустанно молиться.
После крещения Екатерине вновь было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь Сам взглянул на неё и в знак обручения дал ей перстень. Когда видение закончилось, девушка увидела на своей руке кольцо - дар Небесного Жениха.
Этот эпизод из жития Святой Екатерины изобразила на своей картине итальянская художница Артемизия Джентелеску. Она изобразила тот момент, когда Екатерине видится Пресвятая Богородица и Её Святой Сын.
Екатерина смотрит вверх, и её лицо выражает немое изумление (даже раскрыт рот) и глубокое почтение к Богородице и её Сыну. Это божественное явление ещё больше укрепило Екатерину в вере, в служении Богу и верности к Нему.
Екатерина уверовала в себя, как в Христову невесту, и никакие уговоры, обещания и пытки императора Максидина не могли сломить святую волю юной девушки.
На картинах библейской тематики Артемизия часто изображала в себя, потому что после
изнасилования и мучительного судебного процесса считала себя причастной к святым мученицам.
Мученичество героинь на полотнах художница подчёркивала соответствующими атрибутами, в данном случае это венец на голове Екатерины, который понимается в двух значениях: корона, напоминающая о царском происхождении Екатерины, и одновременно шипованное колесо, на котором (в недалёком будущем) император Максидин пожелает подвергнуть Екатерину мукам.
В левой руке у Екатерины пальмовая ветвь (похожая на перо летописца) - символ мученичества, а правая рука удерживает книгу, которая может быть Евангелием - описанием жизни её наречённого жениха Иисуса Христа, и одновременно книга - это наглядное свидетельство учёности и мудрости молодой девушки.
Артемизия Джентилеску. Святая Екатерина Александрийская. 1640-е. Холст, масло. 76 x 60 см. Частное собрание.