Вчера я была в Храме иконы Божией матери "Неопалимая купина" в Отрадном. Этот 36-метровый шатровый собор о девяти главках построен в стиле классических древнерусских храмов XV-XVIII веков по индивидуальному проекту архитектора Андрея Оболенского и не имеет аналогов в Москве. Храм молодой, ему только шесть лет (2018), внутри ещё не расписан, но в нём уже есть ощущение намоленности.
Храм иконы Божией матери "Неопалимая купина" в Отрадном
Икона Божией матери "Неопалимая купина" в жемчугах и драгметаллах.
Интерьер храма.
Вид на центральную часть.
Название иконы "Неопалимая купина" (ударение на "а") произошло от явления Бога Моисею. Господь явился в виде горящего, но не сгорающего тернового куста (купины). С тех пор "неопалимая купина" имеет значение как нечто нерушимое, непреходящее и вечное, а также символизирует огонь - источник жизни, помогающий сохранить наши дома от пожара, поджога и поражения молнией.
У входа в храм на стенде с объявлениями для прихожан я заметила листовку-памятку с правилами поминовения усопших. Это интересная и нужная информация для верующих, поэтому я привожу текст памятки, но с небольшими сокращениями. Думаю, эти сведения пригодятся всем, кто ходит в церковь и поминает своих усопших родных и близких.
Ниже. РПЦ. Московский патриархат. О поминовении усопших. [Spoiler (click to open)] В связи с грехопадением человека к нему пришли болезни, тление и смерть. Со времён Адама и Евы смерть стала участью всех людей. Господь сказал Адаму: "... прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3, 19), подразумевая не только то, что человек уходит телом в землю, но и то, что человеческая душа уходит в подземные бездны ада. Возможность избегнуть низвержения в ад сохранилась лишь для людей, принявших Святое Крещение и ставших членами Святой Православной Церкви.
Господь может облегчить загробную участь усопших людей, если Его Церковь молится за них. По Уставу Вселенской Православной Церкви в определённые дни года совершаются особые заупокойные богослужения. Церковь вспоминает всех, кто сподобился христианской кончины, а так же тех, кто умер внезапно и не был напутствован в загробную жизнь церковными молитвами.
Эти дни: Суббота мясопустная - за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном суде. Эту вселенскую родительскую субботу Церковь посвящает поминовению всех усопших от Адама до наших дней. Заупокойная служба в этот день называется «Память, совершаемая от века усопших православных христиан, отец и братии наших».
Родительские субботы - на 2-ой, 3-й и 4-й неделях Великого поста. В эти дни Церковь направляет верующих к молитвам об оставлении "вольных и невольных прегрешений верою преставившихся человек и вечном их упокоении со святыми".
Троицкая родительская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. Эта родительская суббота предваряет собой вхождение в пост, начинающийся через неделю. Его называют Апостольским или Петровским. Православная Церковь в Троицкую родительскую субботу молится обо всех усопших христианах.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения (парастасы), а после литургии проводятся панихиды. Кроме этих общецерковных дней Русская Православная Церковь установила и другие дни поминовения, это:
Радоница - пасхальное поминовение усопших проводится на 2-й неделе после Пасхи, во вторник Фоминой недели. В этот день поминовение усопших творится верующими с тем благочестивым намерением, чтобы по совершении светлого семидневного торжества в честь Воскресшего из мёртвых разделить с усопшими великую радость Пасхи.
Дмитриевская родительская суббота - день поминовения убитых воинов. Первоначально был установлен в память о Куликовской битве, а впоследствии стал днём моления за всех православных воинов и военачальников.
В обычное время поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения) совершаются ежедневно. Кроме дней общецерковного поминовения, каждый православный усопший должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин.
В обычное время поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения) совершаются ежедневно. Кроме дней общецерковного поминовения, каждый православный усопший должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин.
Вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, ведь она сама не может творить добрые дела, которыми могла бы умилостивить Бога. Усопшие не нуждаются ни в гробах, ни в памятниках - это всего лишь дань благочестивым традициям. Самое большое, что мы можем сделать для них - это молитва. Об этом писал святитель Иоанн Златоуст: "Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слёз, вместо рыданий, вместо пышных гробниц".
Домашняя молитва за родных и близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг каждого православного христианина, но особенно ценна и доходчива поминальная молитва, совершаемая в Церкви.
Перед посещением кладбища кому-либо из родственников усопшего надо пойти в церковь к началу службы и подать записку с именем усопшего для его поминовения в алтаре. Лучше будет, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами. После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Церковная традиция говорит, что об усопших надо читать псалтирь. Можно читать подряд кафизму за кафизмой псалтири. В православных молитвословах находится устав о чтении псалтири.
За некрещёных усопших Церковь не молится, потому что эти люди в своё время не захотели посредством крещения принять защиту Церкви. По уставу Церкви также нельзя совершать православные обряды погребения и церковного поминовения людей хоть крещённых, но отрекшихся от веры и отошедших от веры, самоубийц и тех, которые при жизни относились к Церкви с насмешкой или враждой, увлекались восточными мистическими учениями. Некрещёные люди или отступники - это мёртвые члены, отсечённые от цельного тела Церкви.
Церковь упрекают в том, что она жестоко поступает по отношению к некрещёным усопшим, ведь среди них бывают хорошие и добрые люди, но что мешало этим хорошим и добрым людям стать членами Церкви? У каждого некрещёного найдутся причины, но в основе лежит только одно - неверие в Бога. И это неверие душа уносит с собой в загробную жизнь, где новые качества она уже не приобретает.
Церковью не возбраняется молиться за некрещёных близких, но - только в домашних условиях. Молящемуся нужно самому быть крещёным и на молитву за некрещёного родственника надо взять благословение священника.