Выставка "Школа Филонова" на Миллионной улице в Петербурге.
Feb 26, 2024 20:41
Мраморный дворец в Петербурге, наверное, единственное здание, которое я не посетила изнутри. По непонятной причине внешний вид дворца и конный памятник Александру III во дворе вызывали во мне активное нежелание туда идти. Но когда я узнала, что там проводится Выставка учеников школы Павла Филонова, то пошла, не задумываясь.
О выставке. Выставка так и называлась - "Школа Филонова". Представлены 120 работ учеников Павла Николаевичв из собраний Русского музея (более ста произведений), Государственного Музея истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и Галеев-Галереи (Москва). Несколько произведений были выставлены впервые или практически неизвестны любителям искусства.
"Школа Филонова" просуществовало вплоть до смерти Павла Филонова в декабре 1941-го. Она была многочисленной по составу. Известно почти сто имен художников, работавших под руководством Филонова или учившихся у него. Учиться у Филонова было непросто. Татьяна Глебова говорила, что девизом учения было "Плачь, а рисуй".
Павел Филонов был лидером русского авангарда. Он предлагал изменить всю систему художественного образования и выработал свой метод аналитического искусства. Академия художеств не одобрила метод Филонова, но многие студенты захотели учиться у него. В декабре 1925 года сформировался коллектив учеников, называвшиеся Мастерами Аналитического Искусства (МАИ).
Группа членов "МАИ": Слева направо: Эдуард Тэнисман, Владимир Луппион. Всеволод-Самуйло, Михаил Цыбасов, Евгений Кибрик, Николай Евграфов. Русский музей: отдел фото-кино-видеофиксации.
Картина Павла Николаевича Филонова на выставке была только одна, как показательная заставка. Далее стенам залов располагались работы его учеников. Мне все картины понравились: жанровые картины, портреты, иллюстрации к книгам, декорации к спектаклям. На выставке было 120 работ, но я помещаю лишь несколько, чтобы дать общее понятие о темах картин и стилях их отражений. Кстати, не все ученики Филонова подписывали свои работы, как и сам художник, считая, что творят коллективно, поэтому даты к некоторым произведениям даны приблизительно.
Павел Филонов. Человек на мозаичном фоне. 1930. Бумага, дублированная на ватман. Холст, масло.97,5 × 73,5. Государственный Русский музей. [Spoiler (click to open)]
Андрей Сашин. Эскиз задника к комедии Гоголя "Ревизор". 1927. Бумага, акварель.
Павел Кондратьев. Междуречье между Волгой и Камой. 1930. Бумага, акварель, графитный карандаш.
Павел Зальцман. Двойной портрет. 2-я пол. 1940-х. Холст, масло.
Павел Кондратьев. Детский сад в деревне. 1930. Бумага, акварель.
Павел Зальцман. Групповой портрет. 1930-е. Холст, масло.
Николай Евграфов. Новая жизнь. 1929-30. Холст, масло.
Татьяна Глебова. Две художницы. 1939. Холст на картоне, масло. Русский музей. (Портреты Глебовой и её подруги Алисы Порет).
Николай Евграфов. Автопортрет. 1930-е. Холст, масло.
Татьяна Глебова. Портрет Всеволода Петрова. 2-я пол. 1930-х. Холст, масло.
Василий Купцов. АНТ-20 "Максим Горький". 1934. Холст, масло.
Татьяна Глебова. Автопортрет с Исайей Браудо. Начало 1930-х. Холст, масло. Исайя Браудо - советский органист.
Татьяна Глебова. Панорама Нюрберга. 1931-32. Бумага, акварель, гуашь. Эскиз декорации к 4-му акту оперы Вагнера "Нюрнбергские мейстерзингеры".
Николай Евграфов. Автопортрет. 1937. Холст, масло.
Татьяна Глебова. Автопортрет. 1930-е, фанера, масло.
Михаил Макаров. Корешок суберобложки к "Калевале". Вариант. 1932. Бумага, тушь, акварель.
Евгений Кибрик. Портрет Веры Кетлинской. 2-я пол. 1920-х. Холст, масло. Вера Кетлинская - супруга художника.
Выставка проходила c 6 октября 2023 по 22 января 2024-го. Петербург, Мраморный дворец, Миллионная ул., 5/1