Гай Цильний Меценат был богатейшим землевладельцем и имел огромное состояние. Он происходил из всаднической (от слова "всадник") семьи и считался потомком покорённых римлянами этрусских царей. О биографии Гая Цильния Мецената известны лишь крохи сведений. Год рождения точно неизвестен, где-то между 74 и 64 гг. до н.э.
О молодости Мецената также мало сведений. Собственно, его биография началась в 43-31 годах, когда он поддержал Октавиана Августа, увидев в нём идеал правителя. Благодаря своим талантам дипломата и миротворца, Меценат способствовал утверждению Октавиана на римском престоле.
Он был преданным помощником Октавиана, выполнял для него множество важных миссий: успокаивал народные волнения, устранял заговоры, исполнял деликатные поручения императора. Этих двух людей связывала искренняя дружба.
Гай Цильний увлекался стихосложением, был автором лирических стихов и эпиграмм, которые частично дошли до наших дней. Меценат создал группу из историков, драматургов, критиков - тех талантливых людей, которые составили славу культуры императорского Рима и основу мировой культуры. Это Вергилий, Гораций, Тит Ливий, Проперций, Варий Руф, Тибулл, Овидий и другие.
Когда Вергилий был ещё неизвестным поэтом, Октавиан, считая его оппозиционером и врагом монархии, конфисковал у него имение. Счастливый случай свёл Вергилия с Меценатом. Тот выслушал горюющего поэта и попросил его почитать стихи. Вергилий прочитал ему поэму "Буколики" ("Эклоги"), и Меценат был потрясён красотой и величием его поэзии!
Он понял, что перед ним гений, и заступился за него перед Октавианом. Император послушался друга и вернул Вергилию имение. Гай Цильний стал покровителем Вергилия, подарил ему дом неподалёку от своей виллы и заказал поэму "Георгики" ("О земледелии").
Позже и сам Октавиан сделал Вергилию заказ - написать поэму "Энеида", о подвигах Энея, мифического предка Цезаря и Октавиана. Вергилий писал "Энеиду" 11 лет, все эти годы находясь на полном обеспечении у Мецената. Вергилий умер, не успев закончить "Энеиду", но по личному указанию Октавиана поэма была издана.
Помог Меценат и Горацию, сыну вольноотпущенника. Ему понравилась поэзия Горация, и он помогал поэту духовно и материально. Вскоре Гораций стал ближайшим другом Мецената и, благодаря его поддержке и покровительству, получил звание официального поэта империи.
Меценат заказывал Горацию поэтические труды, служащие укреплению государства и оздоровлению нравов населения. За поэтические труды Гораций получал искренние восхваления от заказчика и от императора. Однажды Октавиан заказал Горацию написать к вековым (эпохальным) играм "Вековую Песнь" ("Юбилейный гимн"). Гораций блестяще справился с заданием, чем вызвал восхищение у власти и у народа. Меценат щедро вознаградил Горация за его творчество и подарил ему поместье в Сабинских горах.
Меценат помог и Титу Ливию, когда тот, никому не известный поэт из провинциального городка Патавиума (Падуя), появился в Риме. Вряд ли без поддержки Мецената Тит Ливий написал бы 142 тома "Истории Рима от основания города".
Гай Цильний Меценат никогда не занимал официальные государственные посты, но оставался вторым влиятельным лицом в государстве. Все знали его как покровителя искусств и щедрым благотворителем. Поэтический кружок, который он возглавлял, был не просто творческим объединением, но союзом друзей и единомышленников. Не раз влиятельному благодетелю приходилось ограждать своих любимцев от несправедливости и критиканских нападок.
Когда Гай Цильний Меценат умер (8 год до н.э.), то был оплакан всем римским народом. Всё своё огромное состояние великий покровитель искусств завещал императору Октавиану Августу со словами: "О Горации Флакке помни, как обо мне!" Квинт Гораций Флакк покинул земной мир через два месяца после кончины своего друга и благодетеля.
Эпоху Октавиана Августа называют "золотым веком римской культуры". И - во многом благодаря Гаю Цильнию Меценату. Имя Мецената стало нарицательным для обозначения щедрого покровителя литературы, искусства и науки.
Бакалович С.В. В приемной у Мецената. 1890. Холст, масло. 45,5 x 73,6.
Третьяковская галерея.
Художник изобразил просторный зал в роскошном дворце на Эсквилинском холме, где в последние годы жил Меценат. В этом дворце Меценат собрал обширную коллекцию различных предметов искусства. В зале собирались для бесед и дискуссий поэты, которым покровительствовал Меценат.
На переднем плане картины обращает на себя внимание молодой юноша - поэт, пишущий, облокотившись на картибул (мраморный столик с грифонами) Возможно, это Гораций. Правее, возможно, изображён сам Гай Цильний Меценат.
На постаменте в центре зала - статуя Афродиты Книдской работы афинского скульптора Праксителя.