Михаил Романов призывается на царство.

Feb 24, 2024 19:54

Картина профессора исторической живописи Императорской Академии художеств Григория Ивановича Угрюмова написана по поручению императора Павла I, который желал украсить интерьеры своей новой резиденции, Михайловского замка, картинами на темы выдающихся событий отечественной истории. Художник избрал тему призвания Михаила Романова на царство.

Основатель династии Романовых, Михаил Федорович, был избран царем на Земском соборе. Послы от Земского собора прибыли в Кострому, чтобы огласить решение Земского собора об избрании Михаила на царский престол и вручить ему царские регалии.

16-летний Михаил "и в мыслях не желал воцариться в таком великом государстве", но послы уговорили его "не снимать с себя воли Божией". Инокиня Марфа благословила сына на царство Феодоровской иконой Божьей матери - с тех пор эта икона стала семейной святыней Романовых.
Церемония призвания происходила в соборе Св. Троицы в Ипатьевском монастыре.
Этот момент изобразил на полотне художник.



Угрюмов Г.И. Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. Не позднее 1800. Холст, масло. 510 x 393 см. Гос. Русский музей. Дар от Александра II

Сюжет картины:
Михаил Романов стоит на амвоне собора. На нём белый атласный, шитый золотом кабат (длинная рубаха), перепоясанный кушаком, украшенным жемчугом, с плеч спадает мантия. Рядом с будущим царём стоит с поднятой для благославения рукой архиепископ рязанский и муромский Феодорит в архиерейском облачении. Сзади Михаила его мать, инокиня Марфа, в шапке и мантии.

На ступенях преклонил колени боярин Федор Иванович Шереметев в собольей шубе. Он протягивает Михаилу на подушке шапку Мономаха и золотой крест. Крайний справа, в митре, архимандрит Чудовского монастыря Авраам держит икону Богоматери. Возле него келарь Троице-Сергиевской лавры Авраам Палицин, князь Владимир Иванович Бахтеяров-Ростовцев и другие депутаты. Слева радостный народ. Фон картины - иконостас собора Св. Троицы, выполненный художником с натуры.

Главное внимание привлекают Михаил Федорович и архиепископ Феодорит. Священнослужитель поднял руку, словно призывает святые образа подтвердить, что свершается Божественная воля. Михаил поднял руку в знак согласия, а другую положил на грудь в почтительном принятии. Он внимает словам архиепископа, а стоящая сзади мать готова обнять сына. Народ, изображённый слева, активно принимает участие в важном для государства событии. Их позы и жесты эмоционально выразительны.

Григорий Иванович Угрюмов, будучи крупнейшим представителем русской классической школы, написал картину стиле классицизма, что как нельзя лучше способствует пониманию значительности и грандиозности этого события в русской истории. Главные герои помещены в центр картины на возвышение и ярко освещены, что придаёт изображению торжественную театральность в духе классицизма. Композиционная художественность картины образует органическое целое и создаёт смысловое единство.

ЭСКИЗ
Законченный эскиз картины Угрюмова хранится в Третьяковской галерее. он в сравнении с большой картиной имеет небольшие размеры - 81,5 x 56,7 см. Поступил в галерею в 1925 году из Румянцевского музея (собрание Ф.И. Прянишникова).

Сюжет на эскизе отличается от законченной картины. Композиция та же, но фигуры поданы по-другому.

В центре изображены Михаил Федорович и архиепископ Феодорит. Поднятая рука священнослужителя с указующим перстом даёт понять, что в данный момент исполняется Божия воля. Михаил склонил голову и положил правую руку на грудь. Он взволнован происходящим и даже не смотрит на подносимые ему символы царской власти. Левой рукой он всё ещё пытается отстраниться от Божественного предназначения, но мать успокаивает его. Одна её рука на плече сына, а другая направлена в сторону народа, который единодушно "за царя»"

На большой картине эмоции юного царя отсутствуют, он показан решительным в своём желании возглавить государство. Послы увезли Михаила Фёдоровича и его мать в Москву, где в июле 1613 года в Успенском соборе Кремля прошла церемония венчания Михаила Фёдоровича на царство.
Воцарение Михаила положило конец Смутному времени и ознаменовало основание династии Романовых. Михаил Фёдорович правил страной 32 года (1613-1645).



Угрюмов Г.И. Законченный эскиз картины "Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года". Не позднее 1800-х. Холст, масло. 81,5 x 56,7. Третьяковская галерея, Москва.

Интересно, почему профессор не перенёс эмоции эскиза в большую картину?
Может, заказчику не понравилось? Посчитал далёкого предка слабаком?

история россии, русская живопись, государи, династия романовых, описание картин, русские художники

Previous post Next post
Up