Первого сентября я ездила в музей "Галерея на Шаболовке" (давно хотелось), и с интересом ознакомилась с выставочным материалом, но об этом позже. Сейчас хочу рассказать о той части улицы, по которой я прошлась на пути в музей.
Ша́боловка известна мне с детства. Мы тогда жили в районе Калужской Заставы (ныне площадь Гагарина), а там делал поворотный круг трамвай (не помню номера), на котором мы ездили по разным надобностям на Шаболовку. Улица древняя, она сложилась в середине 18 века вдоль дороги, шедшей из подмосковного села Шаболово.
О трамвайном депо. Начиналась Шаболовка от Калужской площади (ныне Октябрьская), а после возведения на площади современных построек, началом улицы стал считаться проезд Апакова (район Якиманки). Проезд Апакова получил название от расположенного там трамвайного депо.
Историческое здание трамвайного депо. Фото из Интернета.
Трамвайное депо было открыто в 1909 году и называлось "Замоскворецкое трамвайное депо". В 1923 году депо получило название в честь Петра Апакова, рабочего-трамвайщика, участника Октябрьской революции.
Помню, как наш класс (7-8 лет) возили в Апаковское депо на экскурсию. Это была очень интересная экскурсия, она хорошо мне запомнилась. Я узнала о революционере Петре Апакове, посмотрела, как "живут" трамваи и даже потрогала всякие ручки в трамвайной кабине.
Но в памяти хорошо сохранилось другое воспоминание. Возле одного из станков мы увидели кучу остроконечных обрезков из какого-то серебристого металла. Эти треугольники, похожие на пики, были такие лёгкие, что мы набили ими свои портфели доверху. Помню, как рабочие депо смотрели на нас, смеялись и подбадривали: "Берите, берите, ребята, нам убирать будет меньше". Увы, дома мама выбросила эти красивые сувениры на свалку.
Интересно и тревожно то, что прежний мэр Москвы Лужков собирался снести здание депо и построить на его месте торговый центр. Это было единоличное решение мэра, которое, к счастью, не осуществилось.
О телебашне. Шаболовка стала известной на всю Москву, когда на ней возвели телевизионную Башню (по проекту инженера Шухова) и построили у её подножия здание телецентра (дом 37). Напротив Телецентра и Башни на другой стороне улицы был выстроен наземный вестибюль станции метро "Шаболовская".
Башня была сооружена в 1922 году по указанию Ленина и использовалась для подвеса антенн радиостанции имени Коминтерна. За время своего существования башня ни разу серьезно не реставрировалось, и её состояние через несколько лет приняло аварийный характер. В 2002 году теле- и радиотрансляции с Шуховской башни были прекращены.
В 2014 году министерство связи и массовых коммуникаций сообщило, что состояние башни из аварийного перешло в состояние последовательного разрушения. Было предложено башню разобрать и возвести в другом месте.
Против демонтажа (сноса) Шуховской башни вступили российские и зарубежные архитекторы, инженеры-эксперты, деятели культуры и искусства и жители Москвы. Под давлением общественного протеста было принято решение не трогать башню, а укрепить её изнутри металлическими конструкциями. Такой она стоит и сейчас (фото ниже), но реставрация башни ещё продолжается.
Шуховская башня с подпорками.
Далее снова об улице. В отличие других московских улиц Шаболовка никогда не была магистральной, на моей памяти она всегда была малолюдная и тихая, только изредка по ней звенели трамваи.
Когда 1 сентября я проходила по Шаболовке, она выглядела раскуроченной. На площади перед станцией метро прежнюю плитку меняли на новую, также меняли покрытие трамвайной линии. Припоминаю из детства, что раньше вдоль трамвайных рельсов было булыжное мощение, а сейчас там укладывают плитку, плитка, правда, толстая, см 10-15 по высоте.
Строительные рабочие что-то делали с газонами: одни газоны были затянуты укрывным материалом (засеяны травой?), на других экскаваторами вырыты глубокие рвы. На тротуарах стояли штабеля бордюров и плиток. Улица обещала быть красивой.
Фото улицы сделаны мной 1-го сентября, сейчас 15-е, надеюсь, что за две недели улице уже вернули прежнее культурное состояние.