Прочтя книгу "Жизнь Иисуса", написанную немецким историком и теологом Давидом Фридрихом Штраусом, Николай Николаевич понял, что изображать последние часы жизни Христа с приукрашенной внешностью неправильно, и стал изображать достоверно-исторического Христа. Он сознательно отошёл от идеализированного образа Спасителя и показал Его с внешностью обыкновенного смертного - невысокого роста, худого телом, со всклоченными волосами и неопрятной бородёнкой.
Ге Н.Н. Голгофа. 1893. Холст, масло. 224 x 192 см. Гос. Третьяковская галерея.
В 1893 году Ге написал очень экспрессивную картину "Голгофа". Эта картина завершает "Страстной цикл" его картин с евангелиевскими сюжетами.
Любимица Николая Ге Татьяна Львовна Толстая, дочь Льва Толстого, рассказывала о картине "Голгофа": "Ге долго бился над крестами и вдруг решил написать картину без них. Осужденных привели на Голгофу. Они стоят в ожидании лютой казни. Христос в отчаянии и ужасе сжимает руками виски. Слева - "нераскаявшийся разбойник"; он обнажен, подчеркнуто телесен, на лице ужас - но это физический страх перед будущими муками. Справа - "разбойник раскаявшийся", юный и печальный; он убит горем, оттого что жизнь прожита дурно..."
Так поняла картину Татьяна Львовна, я же скажу немного по-другому.
На картине изображены Иисус Христос и два разбойника. Им предстоит казнь на крестах. Разбойники с покорным спокойствием ждут своей участи, а Христос изображён в движении. Он запрокинул голову и в отчаянии закрыл руками лицо. Он сильно страдает, но не от того, что через несколько минут будет распят, а от того, что люди Его не поняли и не приняли: "Я Истина, а вы не верите мне! Я Свет, а вы не видите меня!"
В книге ветхозаветного пророка Исайи (Ис.6:9-10) есть слова от имени Мессии: "... огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их".
Иудеи не узнали в Иисусе Христе долгожданного Мессию, так как Он не соответствовал их представлению о Нём, не имел "горделивого, надменного вида", не распространялся о знатности рода и не придерживался роскошного образа жизни, как подобает царям.
Будучи Господом, Иисус Христос не афишировал Своё Божественное Всемогущество, а смиренно нёс добровольно воспринятое Им бремя человеческого греха.
Люди сочли Его обманщиком и самозванцем. Они не только "отвращались" от Него, но презирали и даже издевались над Ним.
Иудеи ждали Мессию в величественном виде победоносного, земного царя-завоевателя, ибо только так должен выглядеть Сын грозного Бога-отца.
Иисус Христос не обладал подобными отличиями, Он был родом из Назарета, рождён в вертепе, общался не со знатными особами, а с мытарями и грешниками, и вида был не примечательного.
И, хотя Христос совершал чудеса, излечивал болящих, оживлял мёртвых, народ всё равно не признавал в нём давно ожидаемого Мессию. Получив помощь, они тотчас забывали о Нём.
Христу было необходимо доказать всем, что он не простой смертный.
Он въехал в Иерусалим, объявив себя Царём Иудейским. Даже на прямой вопрос Пилата: "Ты Царь?", Христос ответил утвердительно. Ему легко было ответить отрицательно, но Христу надо было своей смертью и последующим Воскресением доказать, что Он есть именно тот Мессия, пророк, Сын Бога, Бог и Царь Небесный. И Он это сделал "смертью смерть поправ".
И мы знаем, каким мучительным образом Он это сделал!