"Я есмь путь и истина и жизнь" /Ин. 14: 6/
В Великий четверг (вчера) Иисус Христос и ученики собрались на Тайную вечерю. После вечери Иисус трижды молился в Гефсиманском саду, потом Иуда привёл стражников, и Христа арестовали. Ночью над Христом начался суд Великого Синедриона и завершился ранним утром в пятницу (сегодня). Члены Синедриона единодушно вынесли приговор: "Виновен!" и очеловечившийся Бог, Иисус Христос был осуждён на казнь.
Решение Синедриона должен был утвердить римский прокуратор - Понтий Пилат. Связанного Иисуса ввели в преторию Пилата, где тот имел с Ним разговор.
Эту сцену, описанную в 18-й главе Евангелия от Иоанна, Николай Ге изобразил на своей картине "Что есть истина?" Названием картины стал вопрос Пилата к Христу из той же главы (Ин. 18:38).
Картина была представлена на выставке Товарищества передвижников в 1890 году. Она сразу же вызвала осуждающие отклики публики и по распоряжению Священного синода была снята с экспозиции.
Ге Н.Н. "Что есть истина? Христос и Пилат". 1890. Холст, масло. 233 × 171 см. Третьяковская галерея.
Публика не была подготовлена к принятию этой картины. В людях издавна и традиционно сложилось мнение об Иисусе Христе, как о героическом мученике и Боге, а на картине Иисус нарушал эту традицию . Он изображён простым смертным, кротким, скромным, без всякого намёка на величественность. Это в корне отменяло всеобщее представление об Иисусе Христе и вызывало негодование.
Пилат показан на переднем плане, в горделивой позе, с рукой, поднятой в театрально жесте.
По всему выходило, что на картине он главная фигура, а Иисус Христос служит ему фоном.
Изображение чётко разделяется по световому решению. Пилат, по сути убийца Христа, - на свету, а Христос, который настоящий Мессия, Сын Бога и сам Бог - в тени.
Художник, по мнению многих, нарушил традиционные принципы, когда свет отождествляется с Добром (Иисус Христос), а тьма - со Злом (Понтий Пилат).
Такой образ Христа категорически не понравился общественности и вызвал недовольство не только Синода, но и многих других, среди которых был Павел Михайлович Третьяков.
Третьякова, как человека набожного, можно понять: Пилат изображён на свету, а Господь в тени, а надо наоборот. Также не понравился вид Иисуса Христа.
Христос в общепринятом представлении - Бог, значит, должен быть прекрасным наружно и совершенным внутренне. А на картине Христос жалок, некрасив и не производит впечатления.
А Льву Толстому картина понравилась. Узнав, что Третьяков не будет покупать картину, он написал Павлу Михайловичу резкие слова: "Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете всё, только не её".
Из уважения к знаменитому писателю Павел Михайлович картину приобрёл, и теперь она находится в Третьяковской галерее.
Иисус Христос на картине неподвижен. Он уже ответил судьям, что "пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине…". Пилат задаёт ему вопрос: "Что есть истина?" и не понимает, что Истина сама скромно стоит перед ним.