В петербургском музее-квартире Александра Блока я заметила висевшую у окна небольшую картину в рамке - смертельно раненый клоун оседает на руках секундантов. Я узнала эту картину - накануне видела её в зале французской живописи в Главном штабе на Дворцовой площади. Подумала, почему здесь именно эта картина? Её сюжет совсем не вязался с домашней и уютной обстановкой комнаты ... По квартире Блока я бродила одна и спросить было не у кого, а когда осмотрела всю экспозицию (на двух этажах), то и вообще забыла. Уже находясь дома и просматривая фотографии, я решила задать тот вопрос себе и выяснить о картине всё возможное.
На стене комнаты Блока. Моё фото.
Картина называется "Дуэль после маскарада". Её автор французский художник Жан Леон Жером. Художник был свидетелем поединка, произошедшего в зимнем Булонском лесу (а, возможно, и сам был участником). Дуэль и её трагический исход произвели на художника сильное впечатление. Не укладывалось в голове, что участники дуэли, которые ещё недавно радовались жизни на празднике карнавала, в какой-то момент крупно рассорились и стали выяснять отношения на шпагах, даже не переодевшись. Художник выразил своё впечатление в картине, которая получилась очень удачная и по сюжету, и по колоритной композиции.
Жан Леон Жером представил свою работу на "Парижский салон" 1857 года, где она пользовалась большим успехом у публики и критиков. Картину за 20 тысяч франков купил британский арт-дилер Эрнест Гамбар и выставил её на продажу в своей художественной галерее в Лондоне. Там её увидел и приобрёл Генрих Орлеанский, герцог Омальский (сын короля Луи-Филиппа), любитель и собиратель живописи.
Когда в 1867 году в Париже проходила Всемирная выставка, художник одолжил картину у герцога Омальского (через их общего друга художника Шарля Жалабера), чтобы показать её публике. Картина была высоко оценена критиками и общественностью и получила главный приз в категории живописи.
После окончания выставки картина вернулась владельцу герцогу Омальскому. Герцог, после того, как его изгнали из Франции после свержения его отца короля Луи-Филиппа, проживал в Англии, не забывал о своей родине. В 1884 году он подарил Франции свой родовой замок Шантийи со всем имуществом и живописной коллекцией.
Республика в ответ за такую щедрость отменила декрет об изгнании герцога и разрешила ему вернуться во Францию. Герцог вернулся вместе с картиной «Дуэль после карнавала» и поместил её в живописную коллекцию замка "Шантийи". Герцог Омальский умер в мае 1897 года, а в апреле 1898 года замок Шанийи качестве Музея Конде открыл двери для посетителей.
В дарственной герцог написал, что "ни один предмет из его коллекций не может быть вывезен за пределы усадьбы Шантийи, а постоянная экспозиция не должна изменяться". Согласно воле герцога бывшего владельца, "все залы музея Конде выглядят до сих пор так же, как в год его основания", а картина Жана Леона Жерома до сих пор находится в живописной коллекции Музея.
Жан Леон Жером. Дуэль после маскарада. Оригинал. Музей Конде.
Картина изображает результат дуэли на шпагах, которая закончилась гибелью одного из дуэлянтов. Убитый, одетый в белый костюм Пьеро, обмяк на руках друга, одетого герцогом де Гизом. Рану на груди Пьеро зажимает ладонью человек в костюме венецианского дожа, а третий человек в костюме Домино, откинув на затылок капюшон, в отчаянии обхватил руками голову, и этот жест даёт понять, что Пьеро не ранен, а заколот шпагой. Справа фигуры уходящих Индейца (убийца) и Арлекина (секунданта). [Spoiler (click to open)] То, что дуэлянты бились не на жизнь, а на смерть, свидетельствуют дополнительные детали: рука убитого продолжает держать шпагу, на сильно истоптанном снегу следы крови и разбросанные перья от головного убора Индейца, шпага, брошенная на снег, со следами крови. Индейцу тоже крепко досталось, смертельно усталый и поддерживаемый Арлекином, он удаляется в сторону кареты. Яркие, карнавальные костюмы, контрастно выделяющиеся на фоне холодного пейзажа Булонского леса, усиливают впечатление от произошедшей трагедии.
Картина получила широкую известность, и к художнику поступили заказы на повторение, один из заказов был от русского графа Николая Кушелева-Безбородко. Граф попросил художника немного изменить сюжет, потому что ему было непонятно, кто из двух убил Пьеро - Арлекин или Индеец? Ведь по картине видно, что они уходят, повернув головы друг к другу, словно спокойно беседуют. Художник исполнил пожелание заказчика, он "отвернул" голову Индейца в сторону от Арлекина (вправо), и по его понурой фигуре ясно, что именно он убийца. Теперь по положению головы Индейца всегда можно отличить оригинал от повторения.
В марте 1861 года русская копия картины была выставлена в Академии художеств, после чего нашла своё место в кушелевской коллекции Академии художеств. Перед смертью в 1862 году Николай Кушелев-Безбородко составил завещание, по которому его коллекция переходила в собрание живописи Академии художеств. В 1922 году коллекция Кушелева-Безбородко была передана в Государственный Эрмитаж, а когда Главный штаб стал филиалом Эрмитажа, то картина Жерома в составе других картин поступила туда же. Художник Жан Леон Жером считал картину "Дуэль после маскарада" одной из величайших своих работ.
Жан Леон Жером. Дуэль после маскарада. 1857. Холст, масло. 68 × 99 см, Главный штаб. Эрмитаж. Зал 308. Вариант с "исправленной" головой.
Картина Ж.Л.Жерома в Эрмитаже. Моё фото.
Что касается копии в рамке, находящейся в квартире-музее Александра Блока, то информация очень скудная. Эту репродукцию подарила Блоку его супруга Любовь Дмитриевна с надписью на обороте. Текст надписи мне неизвестен, возможно, это просто дата и подпись. Блок повесил картину на стену, и она служила ему напоминанием ... о чём? Видимо, Любовь Дмитриевна сделала подарок со значением, но причина её поступка мне неизвестна, поэтому я излагаю своё предположение.
Возможно, картина Жерома напоминала Блоку пережитый им духовный кризис, отражённый им в пьесе "Балаганчик" (1906). Пьеса о мистическом символизме и о любовном треугольнике. В мистицизме Блок разочаровался, а любовный треугольник (Коломбина-жена Блока, Арлекин - Андрей Белый, Пьеро - сам Блок) продолжал терзать его на протяжении нескольких лет.
Пьеро стал постоянным спутником Блока. Их объединяли общие чувства: тоска, страдания, ревность, мечта о Прекрасной даме. Вряд ли Блок видел картину Гийома Синьяка "Объятия Пьеро" (она в частном собрании), но представить Пьеро-Андрея Белого, целующего Коломбину-Любовь Дмитриевну, он вполне мог. Возможно, надпись на обороте картины, сделанная рукой Любови Дмитриевны, была с намёком об этом любовном треугольнике.
Пьеса начинается словами Пьеро: Неверная! Где ты? Сквозь улицы сонные Протянулась длинная цепь фонарей, И, пара за парой, идут влюбленные, Согретые светом любви своей. Где же ты?
Пьесу "Балаганчик" поставил в петербургском Драматическом театре Веры Комиссаржевской Всеволод Мейерхольд, сыгравший в ней роль Пьеро.
Н.П.Ульянов. Портрет В.Э.Мейерхольда в костюме Пьеро. 1908. Холст, масло. Музей-квартира А. А. Блока, Санкт-Петербург
В 1920 году после триумфальных поэтических Вечеров в московском Техническом институте Блоку подарили двух огромных, художественно сделанных кукол - Пьеро и Арлекина. В то время отношения Блока с супругой наладилась, и между ними установились ровные отношения. Судьба и переживания Пьеро, печального любовника и неудачливого соперника Арлекина, уже перестали терзать Блока, и, уезжая из Москвы в Петербург, он подарил куклу Пьеро своей знакомой Н.А. Нолле-Коган, а с собой взял Арлекина.
Надежда Александровна Нолле-Коган вспоминала: "На Арлекине был лиловый костюм с черным; эту куклу он оставил себе. Пьеро в белом шелковом с черными шелковыми пуговицами одеянии, черное тюлевое жабо, через плечо перекинут атласный алый плащ, на руке кольцо, ажурные белые чулки, черные туфли, очень выразительное лицо. Эту куклу Блок подарил мне".
В музее Блока в углу между двумя комнатами я увидела посаженную на стул куклу Пьеро. Вид у неё был покинутый, а лицо Пьеро выражала страдание от того, что его любовь осталась безответной.