Бюст Пушкина со стопроцентным сходством.

Nov 28, 2022 21:57

В 1836 году Карл Брюллов вернулся из Италии и поселился у скульптора Ивана Петровича Витали. Однажды в мастерскую Витали к Брюллову зашёл Пушкин. У Брюллова родилась идея упросить Витали исполнить скульптурный портрет Пушкина. Он поделился своей идеей с другом Пушкина Павлом Воиновичем Нащокиным, тот воодушевился и сделал скульптору заказ.

В 1837 году Витали создал мраморный бюст Пушкина с лавровым венком на голове. Нащокин приобрёл скульптурный портрет друга и поместил его на самом видном месте в своём петербургском доме (знаменитый "нащокинский дом").



Слева - бюст Пушкина работы И.П. Витали. 1837. 56 × 36 см. Мрамор. Музей Пушкинского Дома. Голову Поэта обвивает лавровая ветвь, связанная на затылке длинной лентой, концы которой спускаются к плечам.

Справа - картина Подклюшникова Н.И. Гостиная в доме Нащокина в Москве. 1838.
Художник изобразил гостиную в доме Нащокина, где слева на этажерке с книгами виден скульптурный бюст Пушкина (работы Витали)

Примечателен рассказ Нащокина, напечатанный в 1866 году в журнале "Искра", вернее, отрывок из него, рассказывающий о том, как Нащокин, испытывая сильное безденежье, был вынужден отдать повару двадцатипятирублевую ассигнацию, которую передала ему на память Наталья Николаевна Пушкина из бумажника убитого мужа. Прежде чем отдать денежку, Нащокин "поплакал перед мраморным бюстом Александра Сергеевича, поцеловал его и отдал ассигнацию на закупки к обеду".

На табличке к бюсту А.С., который я сфотографировала в ГМИИ, не указан год создания, но известно, что в начале 1840-х годов Витали изваял ещё один бюст Пушкина по типу мраморного 1837-го, но уже без "стилизации разреза глаз, волос на голове, баков".
Для точной передачи черт лица Поэта, Витали использовал посмертную маску Пушкина работы Палацци. Современники, видевшие Пушкина, восхищались сходством мраморного Пушкина с живым.



Витали И.П. Пушкин. Бронза. 1842

Прямоличный бюст Пушкина изображает поэта погрудно, обнаженным, с не очень длинными курчавыми волосами и с небольшими баками, сходящимися под подбородком. Мне этот бюст очень нравится. Волосы не как завитки у негра, бакенбарды приличные, и сам Александр Сергеевич очень привлекательный. Понимаю юную Натали Гончарову, в Пушкина запросто можно было влюбиться!



Я долго разглядывала бюст Александра Сергеевича и верила в его сходство. Вот, оказывается, как выглядит Пушкин в объёме! Его можно посмотреть с разных сторон, справа, слева, вглядеться в профиль ... На портретах Пушкина, написанных Кипренским и Тропининым, изображения, при всех их светотеневых достоинствах, всё-таки плоскостные ...

Бюст Пушкина в ГМИИ установлен на постаменте выше среднего роста, но посетители Музея всё-таки исхитряются достать до носа Поэта и потереть его, следуя известной примете "чтоб вернуться".
Думаю, так делают только гости столицы, ибо москвичам нет причины оставлять подобную метку ...

Если честно, то мне не нравится когда трут носы любым скульптурам, а Пушкину тем более! Это неприлично! Если уж невтерпёж, можно потереть плечико, хотя это тоже не есть хорошо! Неужели предметы искусства надо всегда огораживать цепями и лентами с надписью "не трогать"?

русская живопись, скульптуры, пушкин, гмии, мои фото

Previous post Next post
Up