О японском фильме "Третье убийство". 2017.

Jun 24, 2022 01:49

Есть фильмы пустышки "посмотрел и забыл", а есть такие, которые долго помнятся и вызывают разбег раздумий вглубь и вширь. Таким я считаю фильм "Третье убийство" японского режиссёра Хирокадзу Корээды.

Тема фильма настолько серьёзная, что я посмотрела его два раза. Второй раз смотрела, чтобы проверить первое впечатление, правильно ли я поняла смысл, может, смысл другой, а я себе накрутила невесть что? Но второй просмотр показал, что моё первое впечатление не только не изменилось, но даже углубилось.

Герой фильма Такаси Мисуми (Кодзи Якусё) обвиняется в убийстве владельца предприятия, на котором он работал. Мисуми выманил босса на берег реки, убил его, облил тело бензином и сжёг. Ранее Мисуми уже совершал два убийства, за которые отсидел в тюрьме тридцать лет, это убийство третье, за которое ему полагается смертная казнь.

При аресте Мисуми признался в совершённом преступлении, но позже на допросах начал путаться в показаниях, и его адвокат призвал на помощь своего коллегу - адвоката высшего класса Томоаки Сигэмори (Масахару Фукуяма).

Сигэмори внимательно ознакомился с делом и решил прояснить для себя кое-какие нюансы. Как адвокату, ему было понятно, что при третьем убийстве, да ещё с признанием преступника, судья вынесет смертный приговор в соответствии с законом, адвокат не может изменить закон, но может попытаться, хотя бы, смягчить формулировку обвинения, и тогда забрежит надежда заменить смертную казнь пожизненным заключением.

Смотрится фильм с интересом, но, чтобы понять глубинный смысл происходящего, надо внимательно вслушиваться в диалоги между адвокатами и человеком по другую сторону разделительного стекла ... Трёхкратный убийца Такаси Мисуми, которого блистательно (как всегда) сыграл Кодзи Якусё, вызвал во мне сочувствие и желание узнать о причинах, заставивших его жестоко убить человека.



Три адвоката и один обвиняемый.

Такаси Мисуми считает, что на свете живут люди, которым не следовало бы родиться, потому что они причиняют страдания другим. Эта несправедливость мучила его, и он боролся с ней, как умел, например, убийством. Адвокат Сигэмори понял Мисуми. Больше того, под влиянием их диалогов он задумался о ценности жизни и о важности человеческого общения, в частности со своей дочерью-подростком ...

Люди, работавшие с Мисуми, отозвались о нём, как о человеке неприметном и безликом, "он - как пустой сосуд". Когда Сегэру спрашивает Мисуми "Вы ... сосуд"?, Мисуми не отвечает, а зритель понимает, что он не "пустой сосуд", а живая душа, наполненная чувствам любви и сострадания к обиженным. А также готовность к самопожертвованию ради спасения беззащитного человека - "кто им поможет, если не я"?

Мир вокруг Мисуми существует без Любви, но в нём самом она сохранилась, и теперь, после убийства, появится и в освобождённой от ужаса насилия девочке-подростке Сакиэ...

Судебная машина неумолима, её жернова перемалывают всех, кто нарушает закон, а причины нарушения закона никого не волнуют. На вникание в суть человеческой трагедии (будь то Мисуми или Сакуэ) у жрецов правосудия нет ни времени, ни желания. Судья, прокурор - это винтики машины, и их не остановить, иначе сломается вся машина. А если и в правосудии нет правды, то она обязательно проявится в другом месте и примет "незаконную форму", например, убийство.
Возможно, название фильма "Третье убийство" не о физическом убийстве, а о убийстве живой души в человеке?

На первый взгляд фильм неторопливый и даже монотонный, но, в целом, он безупречен - тонкий психологизм характеров, отличная работа актёров, изящество режиссуры, мастерство сценаристов и - музыка (Людовико Эйнауди). Музыка идёт фоном и усиливает впечатление, создавая созвучное сюжету светло-минорное настроение.

Фильм - детектив, где заранее определены факторы: убийца, преступление и жертва. Казалось бы, что смотреть, если всё известно, но детективные составляющие - это триггер для размышлений о поступках людей типа Токаси Мисуми, кто прав: они или правосудие?

Удивительно, но после просмотра фильма может родиться парадоксальная мысль, а что, если создатели фильма хотели подвести зрителя к пониманию того, что ради возрождения Любви хотя бы в одной юной душе и стоит убивать людей, которым "не надо было родиться"?

фильмы-детективы, японское кино

Previous post Next post
Up