Еще о двух экранизациях японских детективов Сэйси Ёкомидзо.
Mar 26, 2022 13:24
Я посмотрела ещё два японских детектива - "Деревня восьми могил" и "Убийство в старинной усадьбе". Оба - экранизации японского писателя-детективщика Сэйси Ёкомидзо. Ёкомидзо в Японии, как Агата Кристи в Англии, его имя знакомо практически всем японским любителям любители детективной литературы. Главный герой романов Ёкомидзо - частный детектив Коскэ Киндаити, смышлёный, наблюдательный, лохматый парень с аналитическим умом.
Романы Ёкомидзо экранизированы. Первые экранизации, что я посмотрела - это пенталогия (пять фильмов) хорошего японского режиссёра Кона Итикавы (рецензия на пенталогию здесь). Фильмы объединены одним главным героем - частным детективом Коскэ Киндаити, которого сыграл Кодзи Исидзака. Мне понравился образ сыщика, созданный Исидзакой - приветливый, очень вежливый, даже робкий, необидчивый и симпатичный парень с острым аналитическим умом, которого полицейские считали простачком и помехой в их расследованиях.
По сюжету Коскэ Киндаити практически в одиночку разгадывал причины преступлений и вычислял убийц, а заслугу в раскрытии преступлений инспектор полиции приписывал себе, искренне считая, что это результат его ума и сообразительности.
В фильмах "Деревня восьми могил" и "Убийство в старинной усадьбе" отсутствует антипатия инспекторов к частному детективу, наоборот, полицейские охотно прислушиваются к советам и размышлениям умного и наблюдательного сыщика, и совместная работа частного детектива и полиции проходит миролюбиво и в полном единодушии.
Возможно, это одна из причин, по которой Коскэ Киндаити не произвёл на меня впечатления. Актёры, играющие частного детектива разные, - в "Деревне восьми могил" - это Киёси Ацуми, а в "Убийстве в старинной усадьбе" - Акира Накао. Актёры каждый по-своему играют роль сыщика, но внешне это выгляди одинаково. Явной сыщицкой работы они не проявляют, а проходят как бы сюжетным фоном. Их задумчивый вид, сдвигание бровей, чесание головы, расспросы, сидение рядом с инспектором - вот и вся их детективная деятельность. Эти актёры даже внешне похожи.
В своей интерпретации частного сыщика они проигрывают Кодзи Исидзаке (из пенталгии), и, говоря объективно, в "Деревне восьми могил" и в "Убийстве в старинной усадьбе" Коскэ Киндаити, как основное звено цепочки расследований преступлений, для меня не прозвучал. Упор в обоих фильмах был сделан на сами преступления.
Романы Сэйси Ёкомидзо - это запутанные линии сюжета с интригами, подставами, изощрёнными убийствами и потоками крови, всё это наглядно демонстрируют экранизации, но удивительно то, что смотреть их не страшно, и дыхание от ужасов не перехватывает, хотя в аннотациях фильмы называют триллерами и ужастиками. Я с этим не соглашусь. Если бы не зверские убийства, я могла бы назвать эти фильмы даже милыми. Думаю, это заслуга японских режиссёров, которые снимают свои детективы в японском традиционном стиле, то есть без жёсткого европейско-американского саспенса.
Нет, на триллеры и ужастики эти фильмы не тянут, а вот на криминальные драмы в самый раз.
Детективы, снятые на основе романов Сэйси Ёкомидзо, смотрятся интересно. Дополнительным плюсом я считаю то, что вместо синхронной озвучки в кадрах показаны субтитры, то есть я слышу чистую японскую речь, звучную, характерную и неподражаемую, и это мне особенно нравится.
1. "Деревня восьми могил". 1977 год. Режиссёр Ёситаро Номура. Сюжет. Молодой человек, служащий авиакомпании Тацуя Тэрада (актёр Кэнъити Хагивара) узнаёт из газеты, что его разыскивает дедушка по материнской линии. В конторе адвоката происходит встреча, и дедушка просит Тацуя показать ему след ожога на спине. Тот показывает, и дедушка убеждается, что перед ним его родной внук, единственный наследник семьи. Тут же в конторе дедушка внезапно умирает, и Тацуя вынужден ехать на его похороны в деревню с названием "Деревня восьми могил", где попутно хочет увидеть своё место рождения и узнать подробности о своих родителях.
Коскэ Киндаити и Тацуя Тэрада
В это время деревне происходит серия убийств, которые местные жители связывают с появлением Тацуя и также пытаются его убить. Исторические убийства, давшие деревне мистическое название, и происходящие в ней современные загадочные события составляют канву киноповествования.
Тацуя Тэрада, волею судеб попавший в водоворот событий, тянущихся с 16 века - главный герой фильма, а не сыщик Киндаити, как бы мне этого хотелось.
2. "Убийство в старинной усадьбе" (или "Смерть в старом особняке"). 1975. Режиссёр и сценарист Такабаяси Ёити.
Главная линия сюжета - загадочное убийство достойного, уважаемого человека Кэндзо Итиянаги (роль Такахиро Тамура) и его новоиспечённой супруги Кацуко (актриса Юки Мидзухара). Накануне произошла их свадьба, отпраздновав событие, молодые уединились в своей комнате, а ночью домочадцы проснулись от душераздирающего крика и нестройного звука старинного японского кото (струнный инструмент).
Убитые молодожёны.
Прибежавшие родственники вскрывают запертые двери и обнаруживают мёртвые тела Кэндзо и Кацуко. Их убили японским мечом, но меч почему-то находят в саду, как он туда попал, если комната закрыта изнутри? Как преступник вышел из комнаты? Кому понадобилось убивать мужа и жену? И почему на стене кровавый след, оставленный тремя пальцами? Всё это выясняет дотошная полиция и, конечно, Коскэ Киндатити.
Очень понравилась девушка Судзу (Дзюнко Такадзава), младшая сестра Кэндзо, неимоверно красивая, милая, наивная и бесподобно играющая на кото.
Оба детектива сняты в неспешной японской традиции и могут поначалу усыпить внимание и интерес, но через некоторое время сюжет оживляется, пробуждая любопытство и желание узнать, кто же совершил преступление и почему. К тому же младший брат зарубленного Кэндзо тоже подвергается нападению и получает рану от того же загадочного меча.
Оба фильма мне понравились. Они оставили приятное впечатление, не смотря на "убийственную" тему. Мне всегда интересно смотреть любое японское кино, а теперь к моей копилке японских детективов добавились ещё два, а с просмотренными ранее экранизациями с Коскэ Киндаити - целых семь! 8:10