Как всегда, по пятницам действует книжный клуб, а это значит, что можно обсуждать прочитанное, делиться мнением и рассказывать об интересных приемах.
Я на каникулах вошла в раж и прочитала множество интересных книг. Одной из них была книга "Желтоглазые крокодилы" Катрин Панколь. Если вы читали ее или смотрели по ней фильм, вам будет проще вникнуть в суть вопроса. Остальным же кратко обрисую центральную нить сюжета.
Итак, в книге идет речь о двух сестрах. Назовем их Богатая и Бедная. У Богатой есть все для шикарной жизни (благодаря обеспеченному супругу), но она мечтает о славе, хочет удивить окружающих, доказать, что она не просто куколка-содержанка. У Бедной сплошные долги, а еще приходится в одиночку тянуть на себе двоих детей, зато она мегаспециалист в области истории.
Слева - Бедная, справа - Богатая
И вот Богатой приходит в голову прекрасная идея: ей нужно написать книгу и прославиться в качестве писательницы. Одна загвоздка - писать она не умеет, да и в голове ни одного подходящего сюжета. Тут Богатая вспоминает про сестру, которая постоянно рассказывает увлекательные вещи о разных исторических эпохах. Осененная блестящей догадкой Богатая предлагает Бедной написать книгу. При этом официально автором книги будет считаться Богатая, то есть она получит все лавры, но при этом возьмет на себя продвижение книги, с чем забитая, закомплексованная и некрасивая Бедная сестра точно не справится. Зато она, Бедная, получит гонорар и все денежные выплаты за выпущенный бестселлер. А в том, что это будет крутой бестселлер, Богатая не сомневается, ведь она устроит такой пиар, ну такой пиар... Закачаешься!
Так и выходит. Бедная пишет очень многообещающий исторический роман в нескольких сериях. Богатая выходит по своим связям на издателя, издатель впадает в восторг и ажиотаж, потирает руки. Вместе с якобы "автором" они разрабатывают план маркетингового продвижения книги. Богатая начинает участвовать в интервью, продумывает себе необычную легенду, становится самой загадочной писательницей десятилетия. Чтобы усилить эффект, Богатая устраивает из своих выступлений шоу - выходит в свет с парнями, годящимися ей в сыновья, и в прямом эфире отстригает длинные волосы, жертвуя "во имя искусства". Пиар достигает цели, публика бьется в конвульсиях и сметает книги с прилавков.
Что-то не очень кратко у меня получается, но думаю, дальше вы уже догадались, да? Бедная получает деньги, но втайне чувствует себя обманутой, наблюдая сестру на телеэкране. В итоге, дочь Бедной "сливает" реальные факты, и мир узнает о том, кто настоящий автор исторического бестселлера. Справедливость торжествует, как уверяет нас Катрин Панколь. Теперь все складывается должным образом. Богатая сестра уходит в тень, а Бедная наслаждается успехом.
Собственно, мой вопрос сформулирован в заголовке поста - справедлив ли финал книги? Можно ли быть "просто автором" в наши дни? Или умение привлечь интерес читателя к книге значит не меньше, чем литературные способности? Это западные реалии - написал книгу, а дальше положись во всем на агента? Ммм, вспоминаем
Гришэма, который распространял книгу по книжным самостоятельно...
Может быть, вы лично знаете писателей, которые только пишут и не прикладывают усилий для продвижения своих творений, получая при этом успех и славу? Или наоборот, вы знаете посредственных авторов, которые так усиленно занимаются маркетингом, что читатели охотно скупают их не самые гениальные книги? В общем, на ваш взгляд, кто из сестер "правее", и справедливо ли, что Бедная сестра в конечном счете полностью приписала себе успех?
Мое мнение - без маркетинга сделать бестселлер сложно. То есть опубликовать книгу можно, а вот превратить ее в "нашумевшую"... Создать ажиотаж, заставить читателей стоять в очередях... Для этого нужны большие вложения - финансов, сил, умений, мастерства. Все мы видели примеры бестселлеров, которые приводили нас в недоумении, что же в них такого блестящего. Но недоумение приходило после того, как мы, послушно следуя рекламе, покупали ненужную и неинтересную книгу только из-за того, что ее читают все вокруг. И наоборот, в моем окружении много примеров талантливых авторов, которые при должной поддержке смогут стать популярными. Так почему Катрин Панколь так безоговорочно встала на сторону талантливого писателя, не умеющего и не желающего продвигать свои творения? Одного таланта сегодня достаточно?
P.S.: Чтобы лучше представить себе сюжет и героев, можете посмотреть трейлер к фильму
Click to view