В продолжение темы новаторства и витражей в Кельнском соборе.
Нужно понимать, какая святыня для французов Гранд Опера. Это стиль Наполеона III, монументальность, роскошь, грандиозо и помпозо. Центральный плафон был расписан французским художником Жюлем Леневё - композиция включала изображения двенадцати муз и Аполлона и носила название «Музы и часы дня и ночи».
Потом плафон был поврежден и в 1963 году министр культуры Франции Андре Мальро принял решение обновить Гранд-опера. Для этой работы был приглашен Марк Шагал. Это вызвало бурю возмущения у эстетов - национальную французскую святыню должен расписывать только француз. И, разумеется, только в классическом стиле - никакого авангарда. А тут какой сомнительный пожилой эмигрант - Шагалу было уже 77 лет.
Но Андре Мальро настоял на своем. Он был человеком исключительной смелости. Во время Гражданской войны в Испании Мальро командовал добровольческой эскадрильей на стороне республиканцев. После начала Второй мировой войны он бежал из немецкого плена и руководил сначала партизанским соединением, а потом и армейской бригадой. Со вкусом у него тоже все было в порядке - он был лауреатом Гонкуровской премии. Мальро не обращал внимания на критиков.
В результате Шагал работал целый год над этим проектом. Вместо муз и Аполлона он разделил плафон на пять цветных секторов и посвятил каждый из них музыке:
Белый сектор - «Пеллеас и Мелизанда» (Клод Дебюсси).
Синий сектор - «Борис Годунов» (Модест Мусоргский) и «Волшебная флейта» (Вольфганг Амадей Моцарт).
Жёлтый сектор - «Лебединое озеро» (Пётр Чайковский) и «Жизель» (Шарль Адан).
Красный сектор - «Жар-птица» (Игорь Стравинский) и «Дафнис и Хлоя» (Морис Равель)
Зелёный сектор - «Ромео и Джульетта» (Гектор Берлиоз) и «Тристан и Изольда» (Рихард Вагнер)
Сравните это с тем унылым классицизмом, который был раньше. Офигительно же получилось, правда?