колбасная вечеря

Jan 20, 2022 13:32



Интересно, что поводом для Реформации в Швейцарии послужила копченая колбаса.


500 лет назад в первое воскресенье Великого поста 1522 года цюрихский печатник Кристоф Фрошауэр пришел в таверну «Zum Weggen» и демонстративно, на глазах у всех добрых бюргеров, начал есть колбасу. Понимая и осознавая при этом, что мясо есть в Пост запрещено наистрожайше. Это было нарушение общественного благочиния и Фрошауэра арестовали и судили.

Тогда известный уже священник Цвингли выступил с пламенной речью «О свободе выбора пищи», в ней он утверждал, что истинное благочестие - в вере и любви, а запрещение той или другой пищи противно смыслу Евангелия и свободе христианина. Нарушить пост - не грех, который должен быть наказан по законам Церкви, более того, поститься или нет есть дело личной совести: «Хочешь поститься - делай это, предпочитаешь не есть мяса, так и не ешь его, оставь только добрым христианам их свободу выбора».

И дальше проповедник пустил в ход всю артиллерию новозаветных цитат, которые направлены против пищевых предписаний Моисеева закона. «Не то оскверняет человека, что входит в уста»; «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем»; «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым».

Потом он разоблачил и вековые правила поста как «установление человеческое», опасное соблазном самонадеянности (я соблюл Великий пост; экий я праведник!). Но этим дело не кончилось. Так как проповедь в церкви толковалась врагами Реформации порой искаженно, Цвингли решился напечатать ее в типографии Фрошауэра. Цвингли составил 67 тезисов, в которых изложил сущность своего учения. Вот некоторые из них: «Никакой христианин не обязан сделать того, что не повелено Богом; он может употреблять всякую пищу во всякое время», «Ничто так не противно Богу, как лицемерие».

А через несколько лет первая полная реформационная Библия была отпечатана именно у Фрошауэра. В самом же Цюрихе через год после легендарной «колбасной вечери» были отменены все связанные с Постом пищевые запреты. От сравнительно невинного вопроса о том, можно ли есть колбасу в пост, перешли к вольностям куда более серьезным. Например, к позволению священникам жениться. Тем самым правительство города не только фактически согласилось с цвинглианским толкованием Священного писания, но еще и совершило формальный разрыв с католическими традициями.

В результате с именем Цвингли связано одно из самых символичных в своей печальной наглядности событий ранней Реформации: первый Bildersturm, иконоборческий погром, в результате которого в Цюрихе было уничтожено практически все, что напоминало о декоративной стороне католической обрядности. Алтари, скульптуры, облачения, драгоценная утварь, реликварии. Примеру Цюриха на протяжении столетия не раз следовали и в других городах Европы. Было решено демонтировать всю эту «Библию для неграмотных» - учите лучше грамоту и читайте себе Библию.

via
via










history, религия

Previous post Next post
Up