I ОБЩЕЕ БЛА-БЛА
IV КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.
Виды контроля
1) Контроль за усвоением знаний.
-
рассказ ученика
-
ответы на вопросы
-
подбор слов, словосочетаний и предложений учащимся, , их анализ.
Формы
опроса:
- фронтальный
- индивидуальный.
2)
Контроль за сформированностью умений и навыков учащихся по РЯ и их оценка.
а)
проверка учебно-языковых умений:
-
нахождение явления среди многих
-
подбор и анализ явлений
-
полный разбор языкового явления
б)
проверка правописных умений
-
умение обнаружить орфограмму
-
умение правильно написать:
а также - контрольное списывание,- изложение,-
сочинение
3)
Контроль за сформированностью речевых умений:
- творческий диктант
- свободный диктант
- диктант с продолжением
- изложения
-сочинения
Нормы и принципы оценки.
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые
требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них
устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и
письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и
пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания,
содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные
виды контрольных работ. Ученикам предъявляются требования только к таким
умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2)
орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка диктантов Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и
пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные
тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть
доступными по содержанию учащимся данного класса. При оценке диктанта
исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: В
переносе слов; На правила, которые не включены в школьную программу; На еще не
изученные правила; В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не
проводилась специальная работа; В передаче авторской пунктуации. Исправляются,
но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик
слова. При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки.
Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть
не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете
ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: В
исключениях из правил; В написании большой буквы в составных собственных
наименованиях; В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами; В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными
и причастиями, выступающими в роли сказуемого; В написании ы и и после
приставок; В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался!
Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной
как; ничто иное не…; не что иное как и др.); В собственных именах нерусского
происхождения; В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен
другой; В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность
ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных
слов, то она считается за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5»
выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой
орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4»
выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных
ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может
выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3»
выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе
допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х
пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических
и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и
негрубые ошибки.
Оценка «2»
выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6
пунктуационных ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается
баллом «1».
Оценка сочинений и изложений Сочинения и
изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать
мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Рекомендуется следующий
примерный объем классных сочинений: в 5 классе - 0,5 - 1,0 страницы, в 6 классе
- 1,0 - 1,5, в 7 классе - 1,5 - 2,0, в 8 классе - 2,0 - 3,0, в 9 классе - 3,0 -
4,0. Экзаменационное сочинение - 3-5 листов, медальная работа - 4-5 листов. К
указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как
объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от
стиля и жанра сочинения, от почерка. С помощью сочинений и изложений
проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые
средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение
языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение
оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое
оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических,
пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому
языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания
учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь)
считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения
оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной
мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического
материала; последовательность изложения. При оценке речевого
оформления сочинений и изложений учитывается: Разнообразие словаря и
грамматического строя речи; Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных
учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» 1.
Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки
отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа
отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и
выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1
- 2 речевых недочета. Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1
пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные
отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные
фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в
изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно
разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4
речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2
пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4
пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2
грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные
отклонения от темы. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные
фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности
изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические
конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не
отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе
допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Грамотность:
допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические
и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических
ошибок ( в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4
грамматичсеские ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует
связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь,
работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью
между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое
единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7
речевых недочетов. Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных
ошибок, а также 7 грамматических ошибок. Оценка «1»В работе допущено более 6
недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется
более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Оценка обучающих работ. Обучающие
работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются
более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающихся работ
учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем
работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если
возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся
только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил
ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и
содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других
особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе,
превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки
«4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа как
классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка
проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные
работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются
по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
ЕГЭ
На ЕГЭ по русскому языку 2007 (есть некоторые отличия
от тестов ЕГЭ по русскому в 2006 году) имеются задания разных уровней сложности
- базового, повышенного и высокого. Проверяется:
· практическое владение русским языком,
соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм (орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных);
· владение разными видами речевой
деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственное
высказывание - читать, понимая смысл, выраженный в словах и содержащийся в
подтексте, писать с учетом условий и задач общения.
Каждый вариант ЕГЭ по русскому языку составляет 40
заданий, состоит из трех частей (А, В, С) и включает три типа заданий:
· выбор ответа (А1-А31),
· краткий ответ (В1-В8)
· развернутый ответ (С1).
Часть А - 31 задание с выбором ответа.
По результатам выполнения этих заданий составляется
представление о базовом уровне подготовки учащихся:
· минимально достаточные знания о системе
языка - по фонетике, лексике словообразованию, морфологии, синтаксису;
· знание важнейших норм устного и письменного
литературного языка - орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических и пунктуационных;
· способность восприятия и анализа текста при
чтении, умение интерпретировать читаемый текст, создавать из разрозненных
предложений связное высказывание (текст).
Часть В - 8 заданий с самостоятельным ответом.
Содержит задания повышенного/высокого уровней
сложности и состоит из заданий открытого типа. Предлагается самостоятельно
сформулировать ответ и оформить его кратко: в виде слова (слов) или в виде
цифр. Все задания этой части связаны с текстом, данным для чтения в конце части
А (примерный объем текста - 300 слов).
Требуется найти в тексте примеры того или иного
языкового явления (выписать слова и словосочетания, указать номер предложения)
либо назвать термин, соответствующий данному примеру. Задания этой части и три
последние задания части А дают возможность провести языковой и речеведческий
анализ текста, по которому экзаменуемому предстоит выполнить задание части С.
Часть С состоит из одного задания, которое может быть
выполнено на базовом, повышенном и высоком уровнях.
Проверяется умение учащихся создавать собственное
письменное высказывание на основе частично рассмотренного ранее текста.
Проверяется способность:
· понимать и интерпретировать читаемый текст
(адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
· определять основную тему и важнейшие мысли
текста;
· оценивать позицию автора, на этой основе
формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;
· выстраивать композицию письменного
высказывания, подчиняя ее логике выражения своего коммуникативного намерения;
· выбирать нужный для данного случая стиль и
тип речи;
· отбирать языковые средства, обеспечивающие
точность и выразительность речи;
· соблюдать нормы литературного языка, в том
числе орфографические и пунктуационные.
Кроме того, составленный учащимися текст дает
возможность судить о способности ученика самостоятельно определять свою позицию
и корректно выражать ее, соблюдая принятые нормы речевого поведения.
Оценка
За выполнение экзаменационной работы выпускник
получает две отметки: в аттестат об окончании средней школы - по 5-балльной
шкале и сертификат для поступающих в вуз - по 100-балльной шкале. За верное
выполнение каждого задания первой и второй частей работы (кроме задания В8),
выпускник получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0
баллов.
Задание В8 оценивается по шкале от 0 до 2 баллов:
· два балла - нет ошибок;
· один балл - одна ошибка;
· ноль баллов - две и более ошибок (полностью
неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие).
Максимальная сумма, которую может получить учащийся,
правильно выполнивший задание третьей части работы, - 20 баллов.
Время
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 ч
(180 мин).
Среднее время выполнения одного задания части А - 1-2
мин. Ориентировочное время выполнения этой части задания - 60 мин.
На выполнение каждого задания второй части требуются
3-5 мин. Ориентировочное время выполнения этой части работы - 30 мин.
Рекомендуемое время выполнения третьей части работы,
состоящей из одного задания с развернутым ответом, - 90 мин.
Обработка результатов
Задания первой части работы автоматически
обрабатываются после сканирования и не требуют для их оценки привлечения лиц со
специальным образованием по русскому языку.
Результаты выполнения заданий второй части с кратким
ответом автоматически обрабатываются после сканирования. Эксперты привлекаются
лишь в тех случаях, когда возникают проблемы со считыванием ответа или его
интерпретаций.
Задания с развернутым ответом проверяются
специалистами по русскому языку.
Ограничения
Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по
русскому языку не используются.
На экзамены по русскому зыку в аудиторию не
допускаются специалисты-филологи.