I .
II ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛОВ НАУКИ О ЯЗЫКЕ.
1)
Методика фонетики.
2)
Методика лексики
3)
Методика
словообразования.
4)
Методика
морфологии.
5) Методика синтаксиса.
6)
Методика пунктуации.
7) Методика орфографии.
Методика фонетики.
Цели изучения фонетики - раскрыть перед учащимися роль звуковой стороны
языка, показать связь последней с лексикой и грамматикой.
Познавательные цели: дать школьникам представление о звуковой системе русского языка,
предупредить бытовое смешение звука и буквы, познакомить с нормами
литературного произношения.
Практические цели: формирование учебно-языковых (фонетических) явлений: распознать звуки
русского языка, классифицировать их, анализируя звуковой состав слова
(фонетический разбор), приметять к орфограммам
Речевые умения:
развитие произносительно-слуховой культуры.
В содержание обучения входят знание и умения. Основная единица
фонетического уровня языка представлена в школьном курсе звуком.
Звук
рассматривается в 3 аспектах: функциональном, физиологическом и акустическом.
Звук с физиологической точки зрения рассматривается как система, творческий
продукт работы органов речи, артикуляции. В силу закрепленного бытового
представления мягкого знака о тождестве буквы и звука в тех словах, где
мягкость на письме обозначается мягким знаком. С акустической точки зрения
звуки речи рассматриваются как физические явления, воспринимаемые органом
слуха, соотношения голоса и шума. С функциональной точки зрения звуки речи
изучаются в их отношении к смысловой стороне речи.
В содержании курса фонетики входит изучение звуков
русского языка, как системы. Понятие противопоставленности звуковых единиц
усваивается в том случае, если учитель обращает внимание на следующую
формулировку: Большинство звонких и глухих согласных, твердых и мягких образуют
пары. Главное в работе учителя должно стать и воспитание речевой культуры.
Содержание изучения фонетики в школе входит
закрепление знаний учащихся о слоге. В 5 классе представляется
целесообразным при фонетическом разборе им предлагать слова с простейшими
случаями слогоделения (ци-линдр), или просим указать лишь общее количество
слогов. В школе учащиеся усваивают правила переноса слов.
Принципы:
1. Опора на речевой слух самих учащихся,
2. рассмотрение звука в морфеме,
3. Сопоставление звука и буквы.
При изучении фонетики наиболее распространенными
приемами является наблюдение за звуковой стороной речи, употребление в
произношении, звукобуквенный (фонетический) разбор, группировка слов с
определенными звуками, прием установочного чтения. Организуя наблюдения надо
учитывать принцип от звука к букве (Пешковский).
Фонетический разбор - это не только прием обучения, но
и средство закрепления, обобщения и повторения сведений по фонетике. Порядок
фонетического разбора: 1. Слоги, ударение, 2. Гласные: ударные, безударные, 3.
Согласные: звонкие/глухие, мягкие/твердые, 4. количество букв и звуков.
Необходимо обращать внимание на речь. Буква обозначает
звук, звук обозначается буквой. Интерес к изучению фонетики создается путем
использования игровых заданий, поисковых задач. Эти приемы активизируют
учащихся и способствуют формированию различать звук и букву.
Методика лексики
В
методике лексики и фразеологии действуют помимо общеметодических
следующие принципы:
- лексико-грамматический
(сопоставление лексического грамматических значений слова);
- системный
(учет всех элементов лексической парадигмы);
- контекстный
(рассмотрение слова в его синтагматических связях в достаточном контексте);
- лексико-синтаксический
(сопоставление слова и словосочетания) Все эти принципы, реализуемые в учебном
процессе, обеспечивают учащимся понимание сущности слова и фразеологизма, не
обходимости их рассмотрения в контексте, из которого можно выяснить семантику
того или иного слова.
Лексико-фразеологические
упражнения готовят учащихся к обогащению
словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима
работа со словарями; решению этих задач служат следующие упражнения:
- укажите
(назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова,
фразеологизмы и т.д.);
- подберите
синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;
- найдите
в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы;
-
определите значение, в котором употреблено выделенное (указанное учителем)
слово;
-
составьте словарную статью такого-то слова (по его контекстам);
-
составьте предложения с указанным значением данного слова;
- найдите
лексическую (фразеологическую) ошибку в данном предложении.
В
совокупности эти упражнения формируют у школьников умение пользоваться
лексическими и фразеологическими знаниями.
Методика словообразования.
В
методике словообразования специфическими являются следующие принципы:
-
структурно-словообразовательный принцип предполагает сопоставление структуры слова и способа его образования,
например, рыбак и рыбачка;
-
лексико-словообразовательный принцип предполагает сопоставление лексического значения слова и
словообразовательного значения модели, например: ельник - «лес, в
котором растут одни ели» и ельник, осинник, малинник и т.д. -
слова со значением «место, на котором растут породы растений, обозначенные
корнем»;
- мотивационный
принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования (т.е.
толкования).
Морфемные
упражнения развивают
у учащихся умение определять структуру слова. Для этих целей используются
такие упражнения:
- найдите
(укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то
структуру);
-
обозначьте условными знаками части слова;
-
подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой);
-
выполните графический диктант (запись не слова, а его схемы, например: вместо домик);
- сгруппируйте слова по наличию в них разных
приставок (суффиксов, окончаний и т.д.);
-
заполните таблицу, используя данные примеры;
-
разберите слова по составу;
- определите,
в каком из слов приставка (суффикс и т.д.) не выделяется.
Словообразовательные
упражнения развивают
у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять
способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:
-
определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;
-
составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образован!г
-
определите способ образования слова;
-
подберите однокоренные слова к данному слову.
Эти
упражнения имеют громадное значение для формирование на их основе
орфографических умений и навыков.
Методика морфологии.
Познавательные цели: усвоение основных морфологических понятий.
Практические: формирование морфологических умений, главный из которых различать части
речи и производить морфологический разбор.
Из
специфики морфологии вытекают следующие частно-методические принципы:
- лексико-грамматический;
- парадигматический;
-
морфолого-синтаксический.
Первый принцип направляет внимание учителя
и учащихся на сопоставление лексического значения конкретного слова и общего
смыслового значения слова как части речи, например беготня: лексическое
значение «быстрые перемещения людей на ногах в разных направлениях» и общее
смысловое значение «действие в форме существительного». Парадигматический
принцип предполагает сопоставление косвенных форм и исходной формы, а морфолого-синтаксический
- члена предложения и части речи.
Морфологические
упражнения закрепляют
знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как
орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью
используются следующие упражнения:
-
опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;
- подбор
слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
-
постановка слова в указанной форме;
-
составление парадигмы слова;
-разграничение
омонимичных слов, относящихся к разным
частям речи;
-
группировка слов по частям речи, их разрядам;
-составление
таблиц и заполнение готовых таблиц данными
примерами;
- полный или частичный морфологический
разбор слова.
Методика синтаксиса.
Познавательные цели: - знакомство с основными синтаксическими понятиями.
Практические цели: - формирование синтаксических умений.
Содержание обучения синтаксису составляют синтаксические понятия. Словосочетание,
предложение - основные синтаксические понятия. Члены предложения,
главные, второстепенные члены предложения, грамматическая основа -
синтаксические единицы. Виды предложений по интонации (воскл, невоскл), по цели
высказывания (повеств, вопр, побуд).
Синтаксические умения: - научить учащихся различать словосочетания от
предложений,
- находить грамматическую основу предложения,
- различать простые и сложные предложения,
- производить синтаксический разбор,
- составлять схему предложения,
- составлять предложение по схемам,
- использовать изучаемые синтаксические конструкции в
собственной речи.
Принципы в изучении синтаксиса:
- морфолого-синтаксический: сопоставление членов
предложения и частей речи. Для того, чтобы учащиеся научились различать части
речи и члены предложения необходимо предлагать им предложения с нетипичными
случаями выражения того или иного члена предложения.
- интонационный: сопоставление синтаксической
структуры предложения и интанационного оформления. Методы и приемы изучения
синтаксиса направлены как на анализ синтаксических единиц, так и на
употребление в собственной речи: 1. нахождение синтаксических структур в
тексте, 2. составление словосочетаний и предложений указанной структуры, 3.
составление словосочетаний и предложений по схемам (чтение синтаксических
схем), 4. полный или частичный синтаксический разбор. В методике выявляют
специальные виды работ, способствующие формированию системы знаний по
синтаксису.
Методика пунктуации.
Основная цель обучения пунктуации в
школе - научить учащихся применять те правила пунктуации, которые в их
обыденности являются базой русской пунктуации. Это четкие, постоянно
действующие недопускающие исключений правила. Они учитывают и смысловую сторону
и структурно-грамматическую. Эти правила предусмотрены программой, а отклонения
от них - ошибка.
Для осуществления этих целей необходимо развернуть
углубленную и разностороннюю по усвоению учащихся пунктуации, как средства,
помогающего передать на письме оценки мыслей и чувств, которые в звучащей речи
передаются интонационно, или очевидно вытекают из ситуации общения. Это особый
разряд правил.
Содержание обучения пунктуации включает пунктуационное понятия и умения.
Пунктуационные понятия: - знак препинания (особый графический знак, служащий
для выделения смыслового отрезка речи), - пунктуационно смысловой отрезок
(смысловой отрезок речи, требующий постановки знака препинания), -
пунктуационное правило (это инструкция, в которой перечислены условия выбора
места для необходимого знака).
Пунктуационная ошибка - это неиспользование необходимого знака препинания,
или употребления его там, где он не нужен. Работа над пунктуационными ошибками
складывается из тех звеньев, что и при изучении орфографического правила.
Работа над ошибками - важный этап в деле формирования пунктуационных умений.
Она складывается из специальной работы по предупреждению пунктуационных ошибок,
фиксации учителем пунктуационных ошибок, учета слов с ошибками при подготовке
урока работы над ошибками, работа над ошибками на уроке.
Методика орфографии.
Целью обучения
орфографии в школе является формирование относительной грамотности
учащихся, т.е. умение писать слова, в соответствии с орфографическими
правилами, изучаемыми в школе и некоторые слова с непроверяемыми орфограммами,
в соответствии с орфографическим минимумом.
Познавательные
цели: - знакомство с основными
орфографическими понятиями. Практические цели: - формирование
орфографических умений.
Содержание обучения орфографии составляет орфографическая теория или орфографические
понятия (правила) и орфографические умения.
К орфографическим понятиям относятся:
орфограмма, орфографическое правило, орфографический факт, опознавательные
признаки орфограмм, место орфорграмм, условия выбора орфограмм, актуальная и
неактуальная орфограмма, орфографический словарь.
Орфограмма -
это написание, регулируемое орфографическим правилом. Различают несколько типов
орфограмм: буква, пробел, слитное написание, дефис, черточка или перенос. Орфографическое
правило - это инструкция, позволяющая знать норму письма и условия,
определяющие данную норму.
Орфографический факт - это написание, которое запоминается в лицо: слова с непроверяемыми
орфограммами, отдельные морфемы, отдельные служебные слова.
Опознавательные признаки орфограмм - языковые и графические приметы, по которым
определяется точка приложения правила.
К орфографическим умениям относятся:
орфографическая зоркость, умение обоснованного выбора офограммы, умение
орфографически правильно записывать слова, умение находить и исправлять
орфографические ошибки.
Орфографическая зоркость формируется:
1)
подчеркивание орфограмм
2)
группировка слов
3)
работа со словарем
умение обосновать выбор формируется:
1) орфографическое чтение
2) графическое обозначение условий
+ нахождение и исправление ошибок
Условия выбора:
1) Фонетические (ударение, стечение согласных, щипящие
и ц..)
2) Словообразовательные (Место в слове и однокоренные)
3) Морфологические (Часть речи и форма слова)
4) Семантические (ЛЗ)
Знакомство с понятием орфограмма целесообразно начать
с противопоставления слов, которые различаются написанием и произношением и
которые не различаются.
Принципы
методики орфографии целесообразно рассмотреть с
принципами русской орфографии (1. Морфологический (фонематический), который
предполагает единообразие написания морфем в школе, 2. Фонетический, написание
в соответствии с произношением, 3. Исторический (традиционный), написание по
традиции.)
Принципы методики обучения орфографии:
- принцип опоры на фонетический или грамматический
материал, - сопоставление произношения и написания,
- принцип опоры на орфографическую теорию
(понятие «орфограмма, опознавательные признаки орфограмм»). Эти принципы
обеспечивают сознательное усвоение орфографии и поэтапность работы по
формированию орфографических умений.
Орфографическое правило изучается с опорой на понятие орфограмма и
опознавательные признаки орфограмм.
1) Зрительное восприятие
2) Осознание признаков орфограммы
3) Запоминание правила, формирование нормы
4) Воспроизведение правила.
4) Обучение применению правила - тренировка
Важным этапом в работе является составление учениками алгоритма
действий: как применять это правило на практике. Общий алгоритм: 1.
Опознавательные признаки орфограммы, 2. Часть речи, 3. Часть слова, 4.
Применение правила.
III РАЗВИТИЕ
РЕЧИ