Теория и методика преподавания русского языка.Выжимки Баранова. Частные разделя языкознания.

Jun 15, 2007 11:02



I .

II ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛОВ НАУКИ О ЯЗЫКЕ.

1)      Методика фонетики.

2)       Методика лексики

3)       Методика  словообразования.

4)       Методика  морфологии.

5)      Методика синтаксиса.

6)      Методика пунктуации.

7)      Методика орфографии.

Методика фонетики.

Цели изучения фонетики - раскрыть перед учащимися роль звуковой стороны языка, показать связь последней с лексикой и грамматикой.

Познавательные цели: дать школьникам представление о звуковой системе русского языка, предупредить бытовое смешение звука и буквы, познакомить с нормами литературного произношения.

Практические цели: формирование учебно-языковых (фонетических) явлений: распознать звуки русского языка, классифицировать их, анализируя звуковой состав слова (фонетический разбор), приметять к орфограммам

Речевые умения: развитие произносительно-слуховой культуры.

В содержание обучения входят знание и умения. Основная единица фонетического уровня языка представлена в школьном курсе звуком.

Звук рассматривается в 3 аспектах: функциональном, физиологическом и акустическом. Звук с физиологической точки зрения  рассматривается как система, творческий продукт работы органов речи, артикуляции. В силу закрепленного бытового представления мягкого знака о тождестве буквы и звука в тех словах, где мягкость на письме обозначается мягким знаком. С акустической точки зрения звуки речи рассматриваются как физические явления, воспринимаемые органом слуха, соотношения голоса и шума. С функциональной точки зрения звуки речи изучаются в их отношении к смысловой стороне речи.

В содержании курса фонетики входит изучение звуков русского языка, как системы. Понятие противопоставленности звуковых единиц усваивается в том случае, если учитель обращает внимание на следующую формулировку: Большинство звонких и глухих согласных, твердых и мягких образуют пары. Главное в работе учителя должно стать и воспитание речевой культуры.

Содержание изучения фонетики в школе входит закрепление знаний учащихся о слоге. В 5 классе представляется целесообразным при фонетическом разборе им предлагать слова с простейшими случаями слогоделения (ци-линдр), или просим указать лишь общее количество слогов. В школе учащиеся усваивают правила переноса слов.

Принципы:

1. Опора на речевой слух самих учащихся,

2. рассмотрение звука в морфеме,

3. Сопоставление звука и буквы.

При изучении фонетики наиболее распространенными приемами является наблюдение за звуковой стороной речи, употребление в произношении, звукобуквенный (фонетический) разбор, группировка слов с определенными звуками, прием установочного чтения. Организуя наблюдения надо учитывать принцип от звука к букве (Пешковский).

Фонетический разбор - это не только прием обучения, но и средство закрепления, обобщения и повторения сведений по фонетике. Порядок фонетического разбора: 1. Слоги, ударение, 2. Гласные: ударные, безударные, 3. Согласные: звонкие/глухие, мягкие/твердые, 4. количество букв и звуков.

Необходимо обращать внимание на речь. Буква обозначает звук, звук обозначается буквой. Интерес к изучению фонетики создается путем использования игровых заданий, поисковых задач. Эти приемы активизируют учащихся и способствуют формированию различать звук и букву.


Методика лексики

В    методике   лексики   и   фразеологии   действуют помимо общеметодических следующие принципы:

- лексико-грамматический    (сопоставление    лексического грамматических значений слова);

- системный (учет всех элементов лексической парадигмы);

- контекстный (рассмотрение слова в  его синтагматических связях в достаточном контексте);

- лексико-синтаксический (сопоставление слова и словосочетания) Все эти принципы, реализуемые в учебном процессе, обеспечивают учащимся понимание сущности слова и фразеологизма, не обходимости их рассмотрения в контексте, из которого можно выяснить семантику того или иного слова.

Лексико-фразеологические   упражнения   готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изуче­нии лексики и фразеологии необходима работа со словарями; ре­шению этих задач служат следующие упражнения:

- укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.);

- подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;

- найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы;

- определите значение, в  котором  употреблено выделенное (указанное учителем) слово;

- составьте словарную статью такого-то слова (по его контек­стам);

- составьте предложения с указанным значением данного слова;

- найдите лексическую (фразеологическую) ошибку в данном предложении.

В совокупности эти упражнения формируют у школьников умение пользоваться лексическими и фразеологическими зна­ниями.

Методика  словообразования.

В методике словообразования специфическими являются следующие принципы:

- структурно-словообразовательный принцип предполагает сопоставление структуры слова и способа его образования, например, рыбак и рыбачка;

- лексико-словообразовательный принцип предполагает сопос­тавление лексического значения слова и словообразовательного значения модели, например: ельник - «лес, в котором растут одни ели» и ельник, осинник, малинник и т.д. - слова со значением «место, на котором растут породы растений, обозначенные корнем»;

- мотивационный принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования (т.е. толкования).

Морфемные упражнения развивают у учащихся умение оп­ределять структуру слова. Для этих целей используются такие уп­ражнения:

- найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру);

- обозначьте условными знаками части слова;

- подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой);

- выполните графический диктант (запись не слова, а его схе­мы, например: вместо домик);

- сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т.д.);

- заполните таблицу, используя данные примеры;

- разберите слова по составу;

- определите, в каком из слов приставка (суффикс и т.д.) не выделяется.

Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:

- определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;

- составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образован!г

- определите способ образования слова;

- подберите однокоренные слова к данному слову.

Эти упражнения имеют громадное значение для формирование на их основе орфографических умений и навыков.

Методика  морфологии.

Познавательные цели: усвоение основных морфологических понятий.

Практические: формирование морфологических умений, главный из которых различать части речи и производить морфологический разбор.

Из специфики морфологии вытекают следующие частно-методические принципы:

- лексико-грамматический;

- парадигматический;

- морфолого-синтаксический.

Первый принцип направляет внимание учителя и учащихся на сопоставление лексического значения конкретного слова и обще­го смыслового значения слова как части речи, например беготня: лексическое значение «быстрые перемещения людей на ногах в разных направлениях» и общее смысловое значение «действие в форме существительного». Парадигматический принцип предпо­лагает сопоставление косвенных форм и исходной формы, а мор­фолого-синтаксический - члена предложения и части речи.

Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формиро­вания как орфографических, так и пунктуационных умений и на­выков. С этой целью используются следующие упражнения:

- опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;

- подбор слов той или иной части речи, того или иного разря­да части речи;

- постановка слова в указанной форме;

- составление парадигмы слова;

-разграничение омонимичных слов, относящихся к разным

частям речи;

- группировка слов по частям речи, их разрядам;

-составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;

- полный или частичный морфологический разбор слова.

Методика синтаксиса.

Познавательные цели: - знакомство с основными синтаксическими понятиями.

Практические цели: - формирование синтаксических умений.

Содержание обучения синтаксису составляют синтаксические понятия. Словосочетание, предложение - основные синтаксические понятия. Члены предложения, главные, второстепенные члены предложения, грамматическая основа - синтаксические единицы. Виды предложений по интонации (воскл, невоскл), по цели высказывания (повеств, вопр, побуд).

Синтаксические умения: - научить учащихся различать словосочетания от предложений,

- находить грамматическую основу предложения,

- различать простые и сложные предложения,

- производить синтаксический разбор,

- составлять схему предложения,

- составлять предложение по схемам,

- использовать изучаемые синтаксические конструкции в собственной речи.

Принципы в изучении синтаксиса:

- морфолого-синтаксический: сопоставление членов предложения и частей речи. Для того, чтобы учащиеся научились различать части речи и члены предложения необходимо предлагать им предложения с нетипичными случаями выражения того или иного члена предложения.

- интонационный: сопоставление синтаксической структуры предложения и интанационного оформления. Методы и приемы изучения синтаксиса направлены как на анализ синтаксических единиц, так и на употребление в собственной речи: 1. нахождение синтаксических структур в тексте, 2. составление словосочетаний и предложений указанной структуры, 3. составление словосочетаний и предложений по схемам (чтение синтаксических схем), 4. полный или частичный синтаксический разбор. В методике выявляют специальные виды работ, способствующие формированию системы знаний по синтаксису.

Методика пунктуации.

Основная цель обучения пунктуации в школе - научить учащихся применять те правила пунктуации, которые в их обыденности являются базой русской пунктуации. Это четкие, постоянно действующие недопускающие исключений правила. Они учитывают и смысловую сторону и структурно-грамматическую. Эти правила предусмотрены программой, а отклонения от них - ошибка.

Для осуществления этих целей необходимо развернуть углубленную и разностороннюю по усвоению учащихся пунктуации, как средства, помогающего передать на письме оценки мыслей и чувств, которые в звучащей речи передаются интонационно, или очевидно вытекают из ситуации общения. Это особый разряд правил.

Содержание обучения пунктуации включает  пунктуационное понятия и умения. Пунктуационные понятия: - знак препинания (особый графический знак, служащий для выделения смыслового отрезка речи), - пунктуационно смысловой отрезок (смысловой отрезок речи, требующий постановки знака препинания), - пунктуационное правило (это инструкция, в которой перечислены условия выбора места для необходимого знака).

Пунктуационная ошибка - это неиспользование необходимого знака препинания, или употребления его там, где он не нужен. Работа над пунктуационными ошибками складывается из тех звеньев, что и при изучении орфографического правила. Работа над ошибками - важный этап в деле формирования пунктуационных умений. Она складывается из специальной работы по предупреждению пунктуационных ошибок, фиксации учителем пунктуационных ошибок, учета слов с ошибками при подготовке урока работы над ошибками, работа над ошибками на уроке.

Методика орфографии.

Целью обучения орфографии в школе является формирование относительной грамотности учащихся, т.е. умение писать слова, в соответствии с орфографическими правилами, изучаемыми в школе и некоторые слова с непроверяемыми орфограммами, в соответствии с орфографическим минимумом.

Познавательные цели: - знакомство с основными орфографическими понятиями. Практические цели: - формирование орфографических умений.

Содержание обучения орфографии составляет орфографическая теория или орфографические понятия (правила) и орфографические умения.

К орфографическим понятиям относятся: орфограмма, орфографическое правило, орфографический  факт, опознавательные признаки орфограмм, место орфорграмм, условия выбора орфограмм, актуальная и неактуальная орфограмма, орфографический словарь.

Орфограмма - это написание, регулируемое орфографическим правилом. Различают несколько типов орфограмм: буква, пробел, слитное написание, дефис, черточка или перенос. Орфографическое правило - это инструкция, позволяющая знать норму письма и условия, определяющие данную норму.

Орфографический факт - это написание, которое запоминается в лицо: слова с непроверяемыми орфограммами, отдельные морфемы, отдельные служебные слова.

Опознавательные признаки орфограмм - языковые и графические приметы, по которым определяется точка приложения правила.

К орфографическим умениям относятся: орфографическая зоркость, умение обоснованного выбора офограммы, умение орфографически правильно записывать слова, умение находить и исправлять орфографические ошибки.

Орфографическая зоркость формируется:

1)       подчеркивание орфограмм

2)       группировка слов

3)       работа со словарем

умение обосновать выбор формируется:

1) орфографическое чтение

2) графическое обозначение условий

+ нахождение и исправление ошибок

Условия выбора:

1) Фонетические (ударение, стечение согласных, щипящие и ц..)

2) Словообразовательные (Место в слове и однокоренные)

3) Морфологические (Часть речи и форма слова)

4) Семантические (ЛЗ)

Знакомство с понятием орфограмма целесообразно начать с противопоставления слов, которые различаются написанием и произношением и которые не различаются.

Принципы методики орфографии целесообразно рассмотреть с принципами русской орфографии (1. Морфологический (фонематический), который предполагает единообразие написания морфем в школе, 2. Фонетический, написание в соответствии с произношением, 3. Исторический (традиционный), написание по традиции.)

Принципы методики обучения орфографии:

- принцип опоры на фонетический или грамматический материал, - сопоставление произношения и написания,

- принцип опоры на орфографическую теорию (понятие «орфограмма, опознавательные признаки орфограмм»). Эти принципы обеспечивают сознательное усвоение орфографии и поэтапность работы по формированию орфографических умений.

Орфографическое правило изучается с опорой на понятие орфограмма и опознавательные признаки орфограмм.

1) Зрительное восприятие

2) Осознание признаков орфограммы

3) Запоминание правила, формирование нормы

4) Воспроизведение правила.

4) Обучение применению правила - тренировка

Важным этапом в работе является составление учениками алгоритма действий: как применять это правило на практике. Общий алгоритм: 1. Опознавательные признаки орфограммы, 2. Часть речи, 3. Часть слова, 4. Применение правила.

III РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Previous post Next post
Up