Бумеранг иногда возвращается (размышления).

May 25, 2013 23:46

При всем моем хорошем отношении к Европе, меня всегда удивляло, что в тот момент, когда СССР распался, показав пример неэффективности такой макроэкономики, Европейский Союз вдруг решил объединиться. C другой стороны, Европа приходит в себя гораздо быстрее, чем Россия. Если мы уходили в глобальную экономику 80 лет, то в Европе за 20 лет существования этого союза, многие страны уже говорят о выходе из него.
Да, Европе приходится расплачиваться за колониальную политику. За удовольствия всегда надо платить, за удовольствие иметь колонии - тоже.
Только люди с определенными личностными качествами могут отважиться на отъезд. И именно такие люди прибывают во Францию, в Великобританию, в Италию, что мы наблюдали на Лампедузе.

Относительно эффективности производства и возможности самореализации, это разговор отдельный и достаточно длительный. Именно в западной инженерной психологии возник такой термин, как "человеческий фактор". Он возник благодаря тому, что технологический процесс достигал своего апофеоза, и увеличить производительность можно было только с помощью оптимизации условий труда, профессионального отбора, максимального слияния качеств человека и машины, эргономических компонентов, и так далее.
Еще до 30 годов Генри Форд придумал конвейер, придумал для рабочих релаксационные комнаты, и придумал возможность кормления рабочих на предприятиях, с максимально подходящим к условиям труда меню.

Сейчас в Европе находится много наших сограждан, уехавших, к примеру, в Германию. Они живут на пособия. Здесь они были бы обречены на нищету и на беспросветное будущее для своих детей. Там они сами живут на пособия, но государство полностью берет на себя обязательство по обеспечению их детей. Как отдельными квартирами (если они не хотят жить с родителями), и оплатой на обучение, и отдельным пособием на каждого ребенка. Тем самым, родители, которые уехали и смирились с существованием на пособия, своим поступком позволили детям получить все условия для самореализации. И не в каких-то там гетто для нищих русских, а там, где они хотят жить.

В Германии не строят поселков для русских. По крайней мере, я не видела, хотя жила и работала там несколько лет. Но в Германии любой русский выбирает ту квартиру, где он хочет жить, ему никто не указывает ни адрес, ни качество. Более того, там следят, чтобы квартира была отремонтирована.

Мы, собственники, в России, не имея денег на ремонт, чаще живем в худших условиях, чем наши соотечественники, которые живут на пособия в Германии.

Система образования и в США, и в Германии, и в Великобритании, очень многообразна. Дети из самых бедных семей имеют шанс попасть в престижный университет. На самых талантливых детей всегда найдется груда спонсоров. И груда спонсоров находится на любого заболевшего ребенка. Никто не квотирует обследования и операции, как это происходит у нас. Или почти никто.

Вообще, лучше рассуждать о плюсах и минусах индустриального постиндустриального капитализма, загнивающего империализма, просто побывав там и пообщавшись с народом. А потом для разнообразия полежав в Боткинской больнице.

Потому что мне пришлось побывать и там, и там, и даже в венгерском королевском госпитале, где я несколько лет была заведующей отделения для психически больных детей и для людей со старческой деменцией. И это очень сильно отличается от нашей клиники им. Алексеева (Кащенко).

Все перекрывается одним только жестом санитарки из Боткинской больницы, которая выплескивает какую-то серую баланду из алюминиевого ведра. Это называется "раздача обеда".

Главное в Европе - не то, что там люди живут на пособия и лентяйничают, а то, что Европа создает за счет своих технологий, подходов и человеческого фактора, высококачественную продукцию, способную конкурировать на рынке, а прибыль вкладывают в социальные проекты, которые позволяют воспитывать новое поколение.



Оригинал взят у dr_piliulkin в Бумеранг иногда возвращается
В соревновании СССР и капиталистического мира было много интересных аспектов. Но с самого начала у СССР были два мощнейших козыря, позволявших бить противника - "интернационализм" и "социальное равенство". Выбросив веру в Бога, выбросив национальный патриотизм (в первую очередь досталось русскому народу, но и остальным тоже), выбросив конкуренцию, лишившись в ходе эмиграции огромного количества умных и образованных людей, записанных в "классово чуждые" - лишь за счет этих двух идей СССР вел соревнование со всем миром. И в какие-то моменты даже ухитрялся лидировать.
Безотказность этих идей в том, что они напрямую апеллируют к лучшему, что есть в человеке - к человеческой жажде справедливости, равенства, братства (простите если вам эти термины кажутся изрядно затертыми - лучших не придумали).
Разумеется и уничтожать СССР можно было лишь выбив эти два козыря. Во-первых, извратить их содержание в самом СССР, во-вторых - продемонстрировав, что капитализм тоже способен на интернационализм и социальную справедливость (хотя бы в том плане, что безработные не будут умирать с голода на улицах, а дети из бедных семей получат образование).
В первом мы постарались сами. Любую идею, если не давать ей развиваться, можно довести до абсурда и выхолостить ее смысл.
А второе пришлось создавать капиталистическому миру. Систему бесплатной медицины и социальной помощи, систему бесплатного или просто доступного образования, равенство людей разных национальностей и рас... Все эти вещи делались под прямым влиянием соревнования с СССР и во многом по советским лекалам (система здравоохранения в Британии, система образования в США - все они испытали очень сильное воздействие советских наработок).

Как только два козыря были выбиты - СССР был обречен. Как только нельзя стало с полным основанием сказать "А у вас негров линчуют!" и "А у вас безработные с голода умирают!" - те преимущества, которые имела капиталистическая система - в сфере стимуляции производства, производительности труда, гибкости производства и торговли - все они тут же вышли на первый план. СССР разбомбили не "Першинги", а банки с кока-колой.

Но фокус (интересно, предвидел его кто-нибудь или нет?) заключается в том, что механизмы, запущенные в странах "золотого миллиарда" уже нельзя просто взять и выключить. Впустив в страну миллионы негров и азиатов из бывших колоний и дав им гражданство - нельзя вернуться к расизму и национализму без глобальных, чудовищных потрясений. Декларировав свободу вероисповедания и равноправие всех религий - приходится признать, что ислам активен, пассионарен и вызывает фанатичную веру, а христианство - выхолощено, погрязло в скандалах и, стараниями самих христиан, десакрализировано. Создав систему активной социальной помощи безработным и малоимущим - приходится смиряться с миллионами трудоспособных людей, живущих на пособие и привыкших... нет, даже не клянчить - а требовать все от государство, как происходило и в СССР на его закате. Декларировав равноправие сексуальных меньшинств - смешно не ожидать, что это окончательно добьет христианство, расслоит общество, деморализует и развратит основы европейско-американской цивилизации.

Сам по себе любой из этих факторов не привел бы к потрясению основ. Но вместе... вместе они приводят к тому, что мы сейчас наблюдаем. Причем то, что мы видим (что нам позволяют увидеть) лишь верхушка айсберга, а вот его подводная часть уже вплотную приблизилась к "Титанику", на борту которого пока еще играет музыка и танцуют веселые парочки.

Я, кстати, не уверен, что "Европа обречена". В критической ситуации очень часто включаются такие неожиданные защитные механизмы, зашитые в генах народов, что предсказать ничего нельзя. Я лишь уверен, что легко выпутаться из этой ситуации невозможно. То, что прокатилось асфальтовым катком по бывшему СССР, и еще продолжает елозить на остатках прежней страны, прежних народов и прежних социальных ценностей, лишь начинает накатывать на "золотой миллиард". Все может измениться - но только "выключением" двух заемных механизмов капиталистического мира - "интернационализма" и "социального равенства". И никому в такой ситуации мало не покажется - не коренному британцу или шведу, ни поселившемуся в Германии турку или в Британии нигерийцу.

И я, кстати, совершенно не злорадствую. Я люблю Европу и мне ее жаль.

Но в том, что бумеранг иногда возвращается даже после попадания в цель - я вижу некую глубинную справедливость.



общество, размышления, толерантность, перепост, Европа

Previous post Next post
Up