Еще не наступил тот возраст, когда говорят «Вот нынче молодежь пошла, а вот мы, в наше время»… Пока еще прекрасно помнится, что мы творили в этом возрасте. И заморочки были приблизительно те же. Экзистенциальный поиск себя, любимого, и, конечно, поиск собственного пути. То есть, все нон конформистские заболевания.
Да так и должно быть. Не зря Томас Кун в своей книге «Теория научных революций» пишет, что только через молодежь можно внедрять новые парадигмы. И это не только за счет их бурных гормонов, но и за счет чистых сосудов, которые не дают закостенеть мышлению, и вырабатывают свежий взгляд. И мы также чистили чакры, занимались био-потоками, читали с фонарем («Лолиту»), слушали Высоцкого (в подвале), балдели от Макаревича и Биттлз, которые мудрели вместе с нами.
Но…
Что отличает нас от нынешней молодежи? Нет, оно и должно отличать, и было бы страшно, если бы этого отличия не наблюдалось. Но в положительных моментах этого отличия есть то, что настораживает. Не за себя страшно. «Ах, что будет со страной, какая нынче молодежь пошла». Со страной будет все нормально, молодежь пошла нормальная.
Но есть определенные моменты, которые говорят нам о том, что мы многого молодежи не дали. И в основном мы недодали ей стрессоустойчивости.
Во-первых, мы сами были повергнуты в стресс в начале 90-х. Во-вторых, люди были поставлены экономикой на колени. Многие не думали о воспитании, мы думали только о том, как нам прокормить ребенка. И вот этот недокормленный ребенок - это и есть современная молодежь.
Они прошли голод, они прошли наезды 90-х, стрелки, разборки во дворах. Они кое-как адаптировались. Но во всем этом прослеживается, с одной стороны, абсолютная воля, чтобы встать на ноги любыми путями, и не допустить ситуации, в которой оказались их родители. Потому что они это помнят. И у них вырабатывается высокая потребность достижений. И сейчас очень ярко прослеживается тенденция к восстановлению семейных ценностей, многодетных семей. Но во всем этом видится отчаяние.
С другой стороны, видны метания молодежи, которые подтверждают, что многие не могут противоборствовать стрессам, и неспособны к волевым проявлениям. Эта часть молодежи, ища собственный путь, в итоге находит лишь замену ему. Вот тогда наблюдается уход в религию, в буддизм, в секты. Даже понятие диетологии и диет нельзя рассматривать, как волевые процессы. И здесь молодежь, как виноградная лоза, пытается найти себе подпорки. Патологические рассуждения о моде, об «авангардных» течениях как раз говорит об обыденности сознания. Потому что только человек со своим сформированным взглядом может позволить себе не следование моде, а следование стилю.
Когда среди толпы выделяется один загорелый, в славянской стране, это - понятно. Но когда вся страна покрыта тропическим загаром, приклеенным к усталому, измученному лицу, согласитесь, это трудно назвать стилем.
Трудно удержаться и не затронуть одиозную фигуру всеми любимой Ксюши Собчак, устроившую даже из своей (очередной свадьбы) похоронный ритуал? Возникает вопрос - как вот этот анодированный предмет можно назвать «золотой молодежью»? И как надо не уважать молодежи себя, чтобы не только следовать ей, но и пытаться сотворить из нее кумира?
Здесь затронуты уже вопросы нравственности, потому что подобное явление у нормального человека не может вызывать даже зависти. Не может вызывать смеха, не может вызывать удивления. Единственная эмоция, которая может возникнуть - это недоумение.
Раньше про таких говорили: «Как их земля носит». Вот именно этот сакральный вопрос и возникает.
Это не выпад конкретно в сторону Ксюши Собчак. В данном случае, Ксения - имя нарицательное. Это все, что называется «золотой молодежью». Это люди, которые должны стесняться своего поведения, а они его пытаются навязывать.
Вот это - основное отличие молодежи сегодняшней от молодежи нашего поколения, и я не говорю, что отличий не должно быть. Они должны быть.
Они не должны быть столь настораживающими. И это та тенденция, которую может исправить только молодежь. И противостоять которой может только молодежь.
Не позволять все сводить к деньгам. Деньги - это категория количественная, а все остальное - категория качественная. И как писал один американский философ, с которым трудно не согласиться: «Только скудоумный ориентируется на количество, потому что у него не хватает критериев для понимания качества».
Так вот, очень хочется, чтобы наша молодежь не была скудоумной. И имела возможность, в силу своего образования, в силу своей воли, в силу культурных традиций, которые присущи России, оценить качество…
И бороться именно за него.
Елена Алекперова.