Психология кино: когда жестокость становится нормой.

Nov 24, 2018 08:41

Вчерашний показ второй части Kingsman, меня, если откровенно, взбесил. Все-таки, искусство должно возвышать. В случае с некоторыми фильмами мы не просто видим, что оно не возвышает - мы видим, что оно принижает, вводит в стресс, а также вовлекает нас в пропаганду, которая меняет наше мировоззрение.

Я не буду описывать фильм - кто хочет, сам посмотрит. Единственное, о чем бы мне хотелось сказать, так это о том, что фильм изобилует сценами жестокости. И с точки зрения психологии управления человеческим сознанием, мне хотелось бы остановиться на одной из сцен. Потому что эта сцена гениальна по своей задумке. А задумка ее проста - внедрение в человека мысли о том, что жестокость оправдана, если совершена во имя справедливости.

Чтобы попасть в братство "Золотое кольцо", речь о котором идет во второй части фильма, людям надо пройти испытание. Если принцип работы самого братства Kingsman - "не убей другого", то здесь все наоборот.
Перед главой "Золотого кольца" стоят два кандидата.
- Вы понимаете, что вам нужно пройти некий тест, чтобы попасть к нам? - сладким голосом спрашивает милая рыжая женщина Поппи в исполнении Джулианны Мур.
Кандидаты кивают.
- Одних кивков недостаточно, - смеется Поппи. - Вам надо сделать что-то такое, чтобы я точно видела, что вы - тот самый, кто достоин стать частью нашего братства.







Потом меняется в лице и обращается к одному из кандидатов, Анхелю.
- Ангелочек, по легенде твой друг, с которым ты пришел, сделал что-то очень плохое. Это доказано, он сделал что-то ужасное. Сбрось его в мясорубку.

Мужчины меняются в лице, когда Поппи поворачивается и включает огромную мясорубку, стоящую у нее за спиной.

Подробностей я описывать не буду, поскольку не тяготею к жестокости и сценам насилия, и вообще считаю, что детей на подобные фильмы пускать нельзя категорически. Скажу лишь очень кратко - человека в мясорубку спустили, из него сделали фарш, из фарша Поппи сотворила гамбургер и этим гамбургером накормила Анхеля.

Позже произошло много интересного, и сам Анхель тоже погиб.

И казалось бы, вот она, жестокость, все должны испытывать отвращение, все понимают, насколько опасно зло, поскольку жестокость совершена Злодеем, антагонистом.

Добавлю еще, что это не просто жестокость. Постепенно приучая человечество к жестокости посредством фильмов, Голливуд частенько производил картины, где герои отрубали друг другу пальцы. Провернуть человека через мясорубку - это следующая ступень. Дальше мы будем показывать, как из человека вытягивают кишки и плетут из них макраме?

В психологии существует такое понятие, как "эффект Зейгарник" - эффект последнего действия. То, что человек видит позже всего остального, его мозг запоминает ярче всего. Именно поэтому, самые лучшие песни на концертах оставляют под финал.

Зритель уже понял, что жестокость, показанная в этом фильме, вопиюща, героиня должна быть наказана, безвинно умершего человека жаль, даже несмотря на то, что он хотел стать частью наркокартеля.

И именно в этот момент нам показывают, что #жестокость - это нормально.

В одном из финальных сцен фильма герои, два агента Kingsman, оказываются в том же месте, где восседала главная злодейка с мясорубкой. Они помахали оружием, они всех победили, они почти готовы спасти мир от Всемирного Зла, и тут в зале появляется человек, которого они считали другом, и который оказался предателем. Кто это, говорить не буду.

И что происходит в этот момент? А происходит следующее: два главных героя начинают драться. Битва яркая, красочная, очень хорошо снятая, с массой, конечно же, спецэффектов, куда уж без них. И под веселую музыку злодей отправляется...

ВСЕ В ТУ ЖЕ МЯСОРУБКУ.

Здесь интересна еще и реакция зала: если в первых сценах с мясорубкой зрители замирали, а кто-то даже с криком "Ой" отвернулся (я всегда наблюдаю за реакцией зала), то в финальной сцене, когда героя таким же способом превратили в фарш, в зале стоял галдеж. Кто-то на задних рядах смеялся, кто-то громко комментировал происходящее, кто-то даже подбадривал героев.

Как это работает в психологии?

То, что было совершено, является жестокостью, жестокостью вопиющей, жестокостью, которая может чересчур эмоциональных людей довести до рвоты, кого-то может отвратить от вида мяса, кого-то может довести до идиосинкразии. Такие сцены категорически нельзя показывать широкой публике, если мы понимаем, что публика в кино ходит разная.

Но в фильме показано, что жестокость, совершенная главной злодейкой - это плохо, а жестокость, совершенная главным героем - это хорошо. На самом же деле, она неизменна и в своей форме, и в своем содержании. Есть только один факт:
- Человека провернули через мясорубку.

Есть две реакции на одну и ту же жестокость.

- В первом случае - отвращение, сопереживание, чувство гадливости. Кто-то даже вышел из зала.
- Во втором случае: смех, подбадривание, улюлюканье

Но наш мозг устроен таким образом, что методом подмены понятий мы просто запоминаем тот факт, что подобная жестокость может быть оправдана. И если позже мы будем возмущаться тем, как зверски некоторая молодежь поступает с невинными уличными собаками, как режет кошек, как сбрасывает стариков под вагоны метро или похищает у них их медали и пенсию, как хамит родителям, как избивает одноклассников, то винить в этом надо такие фильмы, как вторая часть Kingsman. И если уж говорить начистоту, то не только вокруг "Матильды" можно устраивать грандиозный скандал. На фоне Матильды, мы каждый день видим грандиозное количество фильмов, которые меняют нашу психику, а мы этого даже не замечаем.

А между тем, либо над каждым из этих фильмов работает группа грамотных психологов, либо режиссер фильма - психопат, а психопатов к творчеству лучше не подпускать.

зарубежное кино, лже-понятия, вопросы подсознания, вне этики, #жестокость, #спойлеры, #мнение, культура и искусство, #психология, США, #пропаганда, пси-про, #kingsman, кино

Previous post Next post
Up