СШГЭС. Ещё немного версий.

Aug 24, 2009 22:15





Если-б кто-то мог предположить, что нынешние эксплуатанты будут относиться
к УНИКАЛЬНОМУ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ ОБЪЕКТУ, не как к обычному бензиновому генератору,
а как к сложнейшему опытному производству повышенной опастности - то и всего-бы этого не произошло.

Почитайте книжку Брызгалова "Из опыта создания и освоения К и СШ ГЭС"
http://www.greycygnet.ru/files.html Она очень интересная, графики и таблицы можно пропускать.

Вы сразу поймете - на сколько СШГЭС сложна и уникальна. Очень жаль что его уже 6 лет как нет в живых.
Он строил и руководил СШГЭС - был-бы жив глядишь не было-бы такой аварии.
Уходят специалисты и за 5-6 лет производство неизбежно разваливается.
ТАк-что считаю, что ошибается наш президент - кризис кадров не просто есть
- а уже перешел к катастрофической ситуации...

PS. Кстати, если кто не в курсе СШГЭС принята Госкомиссией в 2000! году....

А теперь еще пучок версий. Кстати многие я сознательно отбрасываю.
Ибо влияние шаровых молний и зеленых человечков, предпочитаю
без бесспорных доказательств не рассматривать...

****

Первая, довольно вероятная версия. Заклинивание ротора + Катастрофическая случайность.
NB. Если вы не в курсе при проектировании влияние далеких звезд в расчет не берут..




Эту фотографию необходимо повесить в рамке на стену. В ней почти все ответы на вопросы.
Что мы видим? Мы видим весь блок ГА-2 в сборе. Ротор и статор.
Ничего не разрушилось и не разлетелось, кроме статора генератора
и опоры генератора (крестовины с подшипником). Вот он, этот "монолит", это "ударное ядро":
1 - рабочее колесо (РК) турбины;
2 - крышка турбины. Она сорвана/срезана/вырвана (кому как удобнее) со спиральной камеры;
3 - подпятник ротора;
4 - втулка ротора генератора;
5 - сорваный со спиц обод ротора генератора;




Если отбросить (5), то практически весь ГА-2 цел (физически). Одно но - он сорван целиком,
в сборе, со своей опоры - спиральной камеры. На следующем рисунке я привожу схему агрегата.
Сечение I-I - это сечение среза крышки турбины со спиральной камеры.
Остальные номера соответствуют верхнему рисунку.
Зеленым цветом выделено собственно то, что мы видим на верхнем рисунке.

Ротор гидроагрегата имеет классическую трехточечную силовую схему.
Два радиальных подшипника: нижний - подшипник турбины в крышке турбины,
верхний - подшипник генератора в крестовине. Один осевой подшипник - подпятник ротора.

Ротор генератора - это лежащее горизонтально "велосипедное колесо",
которое состоит из втулки, спиц и обода. Втулка одевается на вал (ротор)
турбины, образуя в сборе ротор гидроагрегата.

Возможный сценарий аварии:
Первый глухой хлопок и металлический звук (со слов очевидцев) - начало заклинивания ротора.
Причина заклинивания - электродинамический удар в результате КЗ генератора, разрушение
подшипника турбины или еще какая - на данный момент не известно. Огромный момент инерции
ротора при резком торможении передается на крышку турбины и пытается провернуть ее
относительно спиральной камеры. Я не знаю, рассматривали ли проектировщики такой вариант
и просчитывали ли крепление крышки турбины к спиральной камере на срез. Одновременно,
при полном или почти полном останове вращения РК турбины давление под РК турбины
становится таким же, как и давление в спиральной камере - 20 атм. Я немного поясню,
как работает гидроагрегат: в штатном режиме давление водяного столба (20 атм) почти
полностью срабатывается на лопатках направляющего аппарата (НА) спиральной камеры,
то есть потенциальная энергия давления воды превращается в кинетическую энергию - скорость потока.
Пока РК турбины вращается, кинетическая энергия потока преобразуется в работу ротора агрегата,
а давление воды над РК составляет порядка 3 атм. Как только РК турбины останавливается,
соответственно и скорость потока за лопатками НА падает почти до нуля и происходит выравнивание
давления воды в спиральной камере и под РК турбины. Плюс к этому происходит гидроудар,
так как резко остановившееся РК турбины - это пробка в проточной части. Второй удар,
который воспринимался очевидцами как взрыв - это и есть момент среза/срыва крышки
турбины со спиральной камеры и одновременного гидроудара. Крышка турбины срезает
крепление к спиральной камере и под воздействием давления водяного столба плюс
гидроудар начинает выдавливаться вверх. Вращение, со слов очевидцев, выдавливаемого
вверх из под пола машзала ротора - это уже вращение всей сорваной со спиральной камеры
сборки ротор-статор в соответсвии с законом сохранения момента количества движения.
Воды из под ротора пока нет, потому что ударная волна гидроудара идет по водоводу вверх
в сторону верхнего бьефа (водозабора). Далее ударная волна выходит из водозабора
агрегата и начинается поступление воды в машзал и не будем повторяться...

****

Вибрационная версия, плоха тем что неясны причины вибрации...
Хотя тут возможен банальный износ оборудования выслужившего все сроки,
и/или некачественно произведенный ремонт.

Уже проскакивала информация, что ГА2 начали было разгружать в 3 ночи (возможно - штатно,
возможно - по каким-то иным причинам), но на нем возникла серьезная вибрация - и разгрузку
решили отложить, а ГА вывели обратно на стабильный режим. Что, в общем-то, логично - днем
больше шансов справиться с аварийной ситуацией, чем ночью; опять же - можно за это время
собрать спецов, подумать, что и как...
Собрали, подумали (вроде проскакивала неподтвержденная информация о срочном вызове
начальника турбинного цеха, за которым в 6 утра пришла машина - если учесть, что человек
находился в отпуске, значит, ситуация оценивалась как более, чем серьезная) - и решили г
лушить агрегат штатно. Очевидно, вариант развития событий, приведший в итоге к обсуждаемой
уже неделю катастрофе, никому в голову не пришел, поскольку считался невозможным.
Конечно, подстраховаться и отправить кого-нибудь к аварийному управлению затворами ВБ
могли бы по-любому: коль уж агрегат ведет себя нехорошо, то и предусматривать надо было
все возможности вплоть до аварийного жесткого глушения. Но это хорошо рассуждать сейчас,
задним умом и в теплом уютном кресле перед монитором, а там и тогда о столь невероятном
развитии событий мыслей попросту не возникло: настолько надежной считалась механика и
продуманной - система защиты. Но все продумать и предусмотреть в нашей жизни, увы,
невозможно; даже самая сверхпродуманная система защитит максимум от 99.99% неприятностей
- а случившееся на СШГЭС укладывается в эту самую фатальную сотую долю процента вероятности.

*****
Кавитационная версия.
Плоха тем что теоретически лопатки должны были быть
проверены в процессе проведения капремонта агрегата весной 2009 года

Может лопатки имели кавитационный износ или трещины
которые повышали вибрацию до степени резонанса именно в определенном режиме
тогда
эта кавитационная вибрация и вывинтила агрегат как пробку от шампанского поочередно
отрывая болты крепления ГТ, а турбина на холостом ходу, практически на выбеге, работала
не как насос, а как вентилятор, давая вектор усилия направленный вверх
а НА еще не успел полностью закрыться к этому моменту
кавитационная каверна схлопнулась и пробка т.е. ГА вылетел, процессируя ротором по
статору полез вверх под напором воды
процессы проходили не превышая аварийных уставок - вот в чем дело
а агрегирующей системы автоматизированной защиты нет
Если только есть кавитационный износ!

****

А вот кажется прообраз официальной версии.
Стрелочник найден - все довольны.

Вы до сих пор не поняли хронологию аварии? тут уже все донельзя разжевано:
С момента ввода в работу ГА2 после ремонта в марте 2009 фиксировались неоднократные
сбои в работе автоматики, но как объяснялось - это "приработка мозгов к мышцам"...
Из-за вибрации, вызванной несинхронизированной работой лопаток НА,
(управляемых АСУТП,которую в марте поставил "Ракурс") еще в пятницу,
т.е.14.08, вечером обсуждается решение об остановке ГА2, но в понедельник
ждут прилета Важных гостей, поэтому остановка ГА2 откладывается с
переходом в наиболее оптимальный по уровню вибрации режим.
В воскресенье, 16.08, во второй половине дня вибрация становится слишком
очевидной и на тех режимах, которые в пятницу были оптимальными.
Но на ГЭС ждут Гостей. Данные с датчиков имеют большой разнобой,
но кто проговорится перед приездом Гостей? В понедельник, с утра
на станцию прибывает усиленный наряд уборщиц для наведения лоска и глянца,
а для присмотра за норовистым ГА2 сдвоенная бригада слесарей и ремонтников.
Остановка ГА2 в аварийном режиме (с перекрытием ВБ и сливом воды из водовода)
перед самым приездом Гостей - приговор премиям, а возможно и потери рабочих мест.
Поэтому и решается останавливать ГА2 штатно.
Во время прохождения "зоны запрещенной работы" лавинообразно сбоит питерская автоматика,
которая дает команду на закрытие НА. Столб движущейся воды в водоводе резко
упирается в закрывающиеся лопатки НА...
Но - закрываются они - НЕСИНХРОННО!!! Представьте себе дисбаланс нижней части РК,
на которую неравномерно попадают тысячи кубометров воды с постоянной скоростью...
от перекоса в несколько миллиметров, вызванного этим дисбалансом, происходит
обрыв креплений, ослабление посадки в спиральную камеру и вода поднимает всю
эту конструкцию вверх. Незакрывшаяся часть лопаток НА обламывается краем
спиральной камеры и падая, перекрывает выход воды в НБ.
Пока вращающийся основной ротор не соприкасается со статором, он приподнимает
вместе с собой ротор генератора возбуждения, а тот цепляет и отрывает,
а потом отшвыривает в сторону крышку. Она почти целая падает на ГА1.
Куски ротора возбуждения перемалывают стакан ГА и статор. Снизу бьет вода,
приподнимая эту "юлу". Ротор с НА и РК, в какой-то момент встав вертикально,
проваливается сквозь поток, и натолкнувшись на края спиральной камеры,
срывается со спиц, закручивая их как лепестки, сам же падает вниз.
Вода "играет" гигантским "пестиком в ступе" бывшего ГА2, от этого на
первом видео и неравномерность потока.
Волна, прокатившись по машинному залу, смывает н@хрен всю управляющую автоматику
(примерно так, как отрубают голову курице во дворе), и заливает все остальные ГА.
Из-за того, что ГА соединены с трансформаторами попарно, часть ГА успевают
аварийно затормозить, остальные же идут в неконтролируемый ничем разгон.
Тормознулись - 1ГА, 3ГА, 4ГА, 5ГА,8ГА. 6-й стоял в ремонте и должен был запуститься 21-го августа.

***

PS. Но мне кажется что корень проблемы совсем не в этом.
Ибо пока такими объектами рулят не специалисты, а менеждеры,
которые ничего не смыслят в технологии производства,
но любят и умеют, куда надо, направлять денежные потоки, такие аварии неизбежны.
Они увольняют по максимому технический персонал компании (под предлогом экономии),
а все работы выполняемые этим персоналом отдают подрядным организациям.
Так как процент государственной собственности очень большой в таких предприятиях,
договора на подрядные работы могут заключаться только на конкурсной основе.
По закону о проведении конкурсов основным критерием выбора подрядчика является цена.
В конкурсе участвуют подрядчики типа ООО ТирьямПамПам-М, с уставным капиталом в 10 тыр
и одним из учредителей в каком-нибудь оффшоре (Далее ООО ТПП),
которые предлагают провести подрядные работы по очень низким ценам,
которые не покрывают даже стоимость приобретения запасных частей и агрегатов.
И какая-то их этих контор выигрывает подряд в то время как компании которые могут
качественно провести ремонт остаются за бортом, так как их цены значительно выше.
Менеджеры получают откат за заключение подрядного договора.
Начинается видимость работ, работы потом бросаются на какой-нибудь из стадий
и их предлагается доделать своими силами, которых нет, так как уже говорилось
свои сотрудники были уволены и денег на приобретение запасных частей и агрегатов нет.
В итоге денежные потоки направлены куда надо.
Вуаля! Предпосылки для следующей техногенной катастрофы созданы ...

__________________
No comments!

аварии, СШГЭС

Previous post Next post
Up