Как открыть рекрутинговый бизнес в небольшом городе?

Aug 20, 2008 22:07

В журнале "Генеральный Директор", в номере 12 за 2007 год была опубликована статья, написанная мной примерно год назад под заголовком сабжа. Публикую ее вам в первоначальном виде.

               Открытие рекрутингового бизнеса в небольшом городе занятие увлекательное, простое и сложное одновременно. В первую очередь стоит охарактеризовать понятие «небольшой город» - оно не корректно для оценки реальных возможностей и перспектив создания консалтинговой компании. В сравнительно небольшом по численности городе может быть развитая инфраструктура, несколько крупных заводов и много, например, логистических небольших компаний. А в более многочисленном всего один завод и царящая безработица, например. Следовательно, в первую очередь нужно рассматривать не размеры города, а его инфраструктуру, развитие промышленности, характеристики рынка труда и сами работающие предприятия в частности.

Отталкиваться нужно, прежде всего, от того, кто станет Вашим клиентом. Ведь у предприятия, для оплаты рекрутинговых услуг, должен быть немаленький бюджет и постоянная потребность в персонале для того, чтобы создать Вам портфель заказов. Следует выяснить с помощью любых источников, способен ли потенциальный клиент стать реальным.

Далее стоит оценить характеристики предприятия - промышленность, выпускаемую продукцию, потребителя (город, регионы, экспортер, ресурсы; ТНП или ВПК; другие), внешнеэкономические возможности клиента, его репутацию на рынке труда и желание потенциальных кандидатов там работать. В этом помогут слухи, общение с биржей труда, публикации в СМИ и даже отдел кадров компании, куда можно попробовать позвонить и аккуратно пообщаться (возможно, под легендой).

Нужно оценить и характеристики рынка труда - есть ли в городе или регионе выпускающие профильные ВУЗы, аналогичные производства (откуда можно рассматривать кандидатов), ситуацию с иностранными языками и необходимость владения ими, возможность релокации персонала из столицы или других крупных городов (в данном случае нужно продумывать и технологию такой работы).

Рассчитайте примерную себестоимость бизнеса - аренда помещения (рабочие места - около 3 метров место минимум, переговорные комнаты - 1-2 по 3 метра минимум, кабинет руководителя, стойка секретаря, хранилище для базы данных, серверная, санузлы), заработные платы (популярные тенденции Москвы и Санкт-Петербурга - это оклад + %%, обычно чем меньше оклад, тем больше процент, но не превышая 20% при минимальном окладе (МРОТ), расходы на рекламу при подборе и для привлечения клиентов, программное обеспечение, оргтехника, подключение Интернет, телефонной связи, курьерская служба.

Оцените, с кем Вы можете сотрудничать в процессе подбора - СМИ, биржи труда, ВУЗы. При оценке СМИ нужно выбирать наиболее популярные издания среди тех, кого Вы планируете подбирать. Также стоит оценить востребованность сети Интернет в Вашем регионе.

Если все вышеперечисленное складывается в стройную картинку, стоит предварительно описать структуру финансовых потоков. Соберите несколько изданий и сделайте подборку объявлений о работе. Подумайте, если Вы будете подбирать самостоятельно, за какой период можно найти человека, с какими расходами. Сколько таких вакансий Вы можете закрыть в месяц. Сколько может дать Вам рынок. Умножайте на 12. К расходам на подбор (переменным) прибавляйте постоянные (тоже на год) и получите совокупные затраты на бизнес. Умножайте на 2 и получите необходимый объем годовой выручки для срока окупаемости 1 год. Делите на число вакансий в расчете и получите стоимость 1 закрытой вакансии. Можете сделать ставку в %% от годового дохода принятого на работу сотрудника, можете зафиксировать. Если стоимость выше трех окладов, анализируйте Ваши расчеты и ищите пути снижения до 1-2 окладов.

Если в Вашем городе Вы не первые открываете такой бизнес, после всех Ваших аналитических заключений и расчетов попробуйте найти информацию о конкурентах и сравните. Вполне возможно, различия станут поводом для раздумий и «перекроя» бизнес-плана (а именно он и получился у Вас после проделанной работы).
Важно и то, будете ли Вы брать оплату с соискателя? В каких случаях? Лично я считаю это не корректным и не правильным с любых точек зрения, но такая практика существует и нельзя ее игнорировать.

Обычно, в тех городах, где рекрутинговый бизнес выгоден, международные или крупные Российские агентства уже имеют свои филиалы и, если Вы желаете составить им конкуренцию, можно выработать стратегию, сравнивая их между собой.

И самым важным является то, что, к сожалению, в нашей стране очень многие регионы в связи со своей инфраструктурой не приспособлены для бизнеса, помогающего в подборе кадров. Это не исключает проблемы человеческих ресурсов, зачастую, ее острота очевидна, но при этом бюджет предприятий или сфера деятельности, а также их ограниченное число в регионе совместно с отсутствием профильных ВУЗов делает работу рекрутеров невозможной и не нужной. Многие крупные компании, имея региональные фабрики, работают со столичными или Петербургскими агентствами, которые, благодаря своему опыту и филиальной сети, могут позволить себе охватить несколько регионов или релоцировать сотрудника из любого города. Многие предприятия, увы, бездействуют.
Также немаловажным является и то, что развитие посреднической деятельности безусловно важное начинание для развития региональной экономики, но оно же свидетельствует о том, что столица и крупные города насыщены и, возможно, в скором времени центры прибыли мировых лидеров перенесутся в регионы. Важно с самого начала понимать и знать Ваши конкурентные преимущества в сражении с брендовыми агентствами.

И, в довершении, обязательно нужно проанализировать опыт и практики международных брендов и сравнить их с Вашим бизнес-планом, проработать риски и пути их преодоления, подумать о путях развития своего агентства и, что не менее важно, ситуации «сапожника без сапог».

Помните, в бизнесе планирование и анализ зачастую заменяют опыт и навыки, а вот русское “авось» приводит к успеху крайне редко.

p.s. В принципе, в любом городе технологии открытия такого бизнеса одинаковы, разными будут только результаты этапов.
Previous post Next post
Up