Юлдашева Виктория, Оренбургское региональное отделение МГЕР, г. Сорочинск
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Споры об эффективности ЕГЭ как формы итоговой аттестации школьников не прекращаются. Но оценить все достоинства и недостатки можно лишь пройдя его лично, как я и сделала в 2006 году. Тогда это был первый год обязательного ЕГЭ по русскому языку и математике. Технических, интеллектуальных и моральных трудностей у меня он не вызвал, все сдала на «5». Повезло с учителями - они не запугивали, а наоборот, уверяли, что все будет отлично.
Я согласна, что после многих лет разношерстных программ в учебных заведениях в системе образования нужно было что-то менять. И ЕГЭ - не такой уж плохой выход. К тому же, эта форма итоговой аттестации привела к уравнению шансов выпускников всех регионов на поступление в большинство ведущих вузов страны (в некоторых на сегодняшний день приходится сдавать устные экзамены в добавок к ЕГЭ), возможность выпускника сдать результаты ЕГЭ в несколько вузов, снизить коррупцию, стимулировать качественную подготовку к экзаменам самих учащихся. Последнее в ряде случаев двойственно, так как заточенные под несколько вариантов ответов школьники могут стушеваться в любой самой простой жизненной ситуации, если им не предложат варианты выхода из нее. Я немного утрирую, и все же это сравнение максимально приближено к реальности детей века «ЕГЭ».
Но и здесь есть свои плюсы. Дети с раннего возраста учатся рассчитывать только на себя и свои силы, не надеясь на чью-то помощь, а значит ЕГЭ формирует самостоятельность и персональную ответственность, которые в дальнейшем пригодятся в повседневной жизни.
И все же, тестирование - не панацея. Система итоговой аттестации, сформированная в советский и постсоветский период, была признана во всем мире, ряд передовых стран внедрили у себя часть компонентов. А значит, нам есть к чему стремиться, пусть в духе нового, тестового режима выпускников.
ЕГЭ должен совершенствоваться. Его модернизация, как сейчас любят говорить, и внедрение новаций просто необходимо. Для целостного представления об уровне знаний выпускников, жизненно необходимо использовать «вербальный компонент» по значительной части гуманитарного цикла, а также иностранным языкам. Именно тогда территория строгого ЕГЭ выйдет на новый, более качественный уровень оценки уровня реальных знаний учеников.