ГОСПИТАЛЬ ИНВАЛИДОВ ВОЙНЫ

Feb 01, 2010 23:58



ГОСПИТАЛЬ ИНВАЛИДОВ ВОЙНЫ

ЛЕТА 1976 ГОДА

1

Помнишь завтра мы с тобою

от чекистов улетали

он сидел спиной к свободе

коридоре в госпитальном

в ожидании наркоза

процедуры

или боли

губы цвета карамели

зубы

хруста канифоли

2

а теперь умерший папа

что ли он отец небесный

убаюкивает в лапах

череп с ликом нелюбезным

и

меня он мнит похожим

как отставший с эшелона

и

трофейный чтобы тоже

кёльнского одеколона

3

и себя он мнит похожим

на меня в виду отъезда

в новой коже из вискозы

премиального отреза

а

Звезда Солдатской Славы

а на

адрес инвалида

без ума писала анна

клава тася зинаида

4

а кому сказал в беседку

ну-ка брысь из поля зренья

есть

меня еще на свете

нет

такое подозренье

в юной коже из отреза

разве я на самом теле

как нога его протеза

прислоненная отдельно

5

гром гремит

пора обедать

в спец палате папы вместо

а

меня пришли проведать

мальчик и его невеста

навсегда перед отлетом

испытать чужбины дальной

заключив отца в летальной

хирургии гошпитальной

6

заточивши в ветеранном

в отделенье для нимвродов

для военных инвалидов

и

ефрейтор на воротах

знает парк бинокулярно

он давно в прицел нашел он

там от эти регулярно

понимаешь регулярно

яростно и отрешенно

7

от и ссучка этта вздр-рогнув

словно

содвигая сами

створы лона как колонны

с

на одной ноге с трусами

за спиной моей случится

что ты видишь а подробно

обернуться на отчизну

не давая подбородком

8

под

бородочком в ключицу

упирая как пытая

правда вольные как птицы

мы ведь правда улетаем

улетаем улетаем

на подушке из китая

кислородной на подушке

в чёрный космос в

безвоздушный!

9

только дайте только

света

лета

первого впервые

фото ультрафиолета

да перуны огневые

два билета детских в черно

синий космос обреченных

от платформы ультралета

два билета без билета.

10

А

Звезда восходит Славы

под землёй Солдатской Славы

на седой равнине рая

только дёрн а там сырая

креозотом и сурепкой

кашкой кала и металла

и

компотом если хочешь

еще фенобарбитала.

Иерусалим
                                 июль 2007

Я, например, около 416 млн. лет назад, произошёл от кистепёрой рыбы, обрёл несколько новых суставов, и вышел жить на сушу. Хотя новый вид конечностей позволяет мне набирать бредовые комментарии в блогах, во многом этот стиль жизни меня не устраивает. Сейчас активно работаю над изменением себя назад.

Написал Gimli, 04.12.2009 в 19.05

Bash.Org.Ru
В прошлом посте я упомянул один из разговоров с Мишей (если не ошибаюсь ноября-декабря 2008 года) - о том, как в прикладном смысле работает поэзия. Отчего даже над плохими текстами некоторые чувствительные особы плачут. Мы трепались не менее двух-трех часов, прикидывали, разбирали, собирали, спорили-соглашались, пили-шутили и пр. Не смотря на то, что рассуждали люди не молодые, и что все банальные поэтические истины начальной школы если и подразумевались, то не проговаривались, выяснили мы не много. Больше - вспомнили. Но зато было приятно.

Пересказывать весь разговор даже тезисно я не хочу (и не уверен, что могу), но помню, что в конце-концов мы с Мишей решили, что поэзия работает примерно также как музыка, а как работает музыка, нам (безнадежным музыкальным профанам) совершенно неизвестно, поэтому ну его нафиг. Как-то работает и слава Богу! Не без колдовства, естественно.

Таким образом, объяснить, почему те или иные стихи - говно - не составляет труда спившемуся литературному критику провинциальной газеты (скорее не составляло, поскольку эта профессия катастрофически исчезает), почему тот или иной текст хорош - уже сложнее, но вполне реально, а вот как именно этот текст работает - ну не знаю…

Но я еще в том разговоре пытался (хотя тогда не вышло) подойти к вопросу вообще с другой стороны. С перпендикулярной. Думать не над текстом, а над собственно воздействием. Сейчас попробую объяснить:

Сначала берем текст Генделева. Безупречный и простой, например, “Госпиталь”.

Потом берем модель: ТЕКСТ автора как-то ДЕЙСТВУЕТ НА СОЗНАНИЕ читателей. (Эмоции читателей в рамках данной модели следует считать частью их сознания.) Если модель принять рабочей, то получается довольно интересная штука.

В классическом подходе исследователь пытается расчленить текст на составляющие, а потом куда-нибудь его привязать, подразумевая, что текст имеет, во-первых, атомную структуру, т.е. может быть расчленен, во-вторых, состоит из подсистем (ритмических, метафорических, каждая из которых, в теории, может быть рассмотрена отдельно) в третьих, является привязанным (сцепленным) как с другими текстами того же автора (в данном случае с добрым десятком), так и с параллельными текстами других авторов (в данном случае с “Представлением” Бродского), в-четвертых, текст обладает некоторым смыслом, который можно понимать и обсуждать, (в данном случае прощание с отцом перед эмиграцией плюс война плюс, как всегда у Генделева, три-четыре бесконечности). Кто бы спорил? Так все и есть. Но этот подход фокусируясь на тексте, забывает о воздействии, считая его простым, элементарным и не нуждающимся в серьезном рассмотрении.

Альтернативный подход (если выяснится, что он не нов и что еще Аристотель в Поэтике писал об этом - не судите строго, нет ничего нового под солнцем) выглядит так: рассматривать текст как целокупность, перестать его теребить, дробить, деконструктивировать (не произнешь это слово без тренировки!) и начать концентрироваться на “ВОЗДЕЙСТВИИ”.

У физиков есть одна традиция.
Каждые 16,5 млрд лет они
запускают Большой Адронный Коллайдер.

anekdot.ru
Попробую прояснить мысль примером из физики: Ньютон открыл потрясающий (на то время) факт, что падение яблока на землю и вращение планет вокруг Солнца объясняются одним и тем же явлением - гравитацией. Он честно сказал, что понятия не имеет, какую природу имеет это явление (и еще 150 лет считалось что гравитационное воздействие передается мгновенно).

Но пришел Эйнштейн. И описал природу гравитации, при этом сказать, что за последуюшие 100 лет это явление оказалось полностью изучено современной физикой - нельзя. Гравитон как частица, переносящая взаимодействие, до сих не найден и не факт, что найдется. При этом знать из чего устроено Солнце или Луна, или Земля, или свинцовый шар, подкатываемый в школьной лаборатории к весам для того, чтобы рассчитать взаимодействие не нужно. Собственно, вот в чем аналогия: Текст (Солнце) действует (как бы гравитационно) на Читателей (Землю).

Если продолжать аналогию, то для расчета гравитационного (текстового) воздействия кроме значения самих масс необходимо знать и расстояние, на котором центры масс объектов находятся друг от друга (можно взять любое из трех оставшихся фундаментальных взаимодействий для той же модели - ничего не изменится).

Итак, попробуем зафиксировать аналогии: масса = заложенный в тексте эффект = потенциал воздействия текста на читателей = волшебство = колдовство = нерасчленимое хрен знает что.

Расстояние = близость реалий упомянутых в тексте к читателю, т.е. тоже своего рода расстояние. Но оставим пока расстояние в покое. Попробуем, чтобы не усложнять модель, минимизировать его эффект в данном тексте, потому что ничего, требующего специального образования или углубленного комментария в этом тексте нет.

Итак, не ЧТО именно воздействует, а КАК именно воздействует. Переходим к самому интересному. Полагаем apriori, что вышеприведенный текст обладает некоторой очевидной не нулевой массой (на мой личный взгляд еще какой ненулевой!), а расстояние (культурная дистанция) между автором и нами пока совсем не велика.

CJ-LAZIVAN: ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА КНОПКА SCROLL LOCK?
Denv: Видишь на клавиатуре есть 3 лампочки?
CJ-LAZIVAN: ДА
Denv: Так вот, нажми скрул лук. Третья загорелась?
CJ-LAZIVAN: ДА
Denv: Ну вот для этого..

Bash.Org.Ru
И вот на этом самом интересном месте я обращаюсь к читателям с простым детским вопросом: 1) а как, собственно, на вас действует этот текст?

Поскольку так вот с полпинка на этот вопрос, как мне кажется, ответить не просто (я по крайней мере - не могу), то попробую предложить несколько наводящих вопросов:

2) что может помешать воздействию (экранирование)?

3) данный текст судя по размеру, форме строфы (включая внутренние рифмы двух последних строк) и интонации как-то соотносится с ”Представлением” Бродского. Есть ли сходный эффект от воздействия этих двух текстов?

4) считаете ли вы, что могут быть некие “частицы-переносчики” этого гипотетического взаимодействия?

5) полагаете ли вы абсолютно еретическим вопрос об обратном действии - т.е. влияние обратное влияние воздействия на сам текст?

6) какие еще могут быть свойства у этого воздействия текста на душу, о которых я забыл спросить?

Поскольку проект у нас интерактивный, то мне кажется, что такая вот свободная дискуссия сможет многое дать нам как для понимания воздействия текста на читателей, так и генделевских текстов as is.

Понятно, что мы входим в сферу не самую изученную, с не самой разработанной терминологией и пр. Но от этого нам всем должно быть только интересней. Словом, прошу всех забыть про свойственную (почти) всем нам скромность и включиться в обсуждение!

Обещаю со своей стороны, что поскольку тема заявлена, но не раскрыта, то к ней мы в рамках этого проекта еще вернемся, и Бог даст, не раз.

Арсен Ревазов

Previous post Next post
Up