После
Венеции в рамках пакетного тура нас повезли в Рим. Дорога пролегала через Апеннинские горы.
65. Остановка в пути. В этом доме на первом этаже кафе, магазинчик, туалет. Также было видно, что семья занимается и сельским хозяйством. А вдали гора со снегом! Вот бы туда, а не в город...
66. Пока все перекусывали в кафешке, я побежал на шум воды - нашел прекрасную чистую горную речку!
67. Восторгаюсь. Взять бы рюкзак и пойти вдоль реки. Тут, в горах, вдоль дороги не было никаких заборов. Вроде можно идти куда хочешь.
68. Дорога была долгая. За пару часов до Рима еще остановка. Итальянские машины, красивые.
69. На выезде из гор - поля. Идиллическое поле с овечками.
70. Вот и Рим. Площадь Пьяцца Навона, фонтан Мавра.
71. Церковь Сант Аньезе ин Агоне. Построена в стиле барокко в 1652-1655 г.; начата Джироламо Райнальди, фасад работы Борромини. В церкви хранится реликвия - голова святой Агнесы.
72.
Пантеон - храм или место, посвящённое всем богам, «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.
73. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda).
74. Вид на потолок Пантеона изнутри.
75. Гуляя по центру Рима.
76. Скульптуры в комплексе Капитолия.
77. Капитолийская волчита, кормящая
Ромула и Рема - основателей Рима.
78. Церковь
Santi Luca e Martina.
79. Римский Форум, колонны Храма Сатурна. Тут все очень древнее, до нашей эры.
80. Возможно, арка Сеттино Северо. Или арка Септимия Севера? Что, впрочем, схоже по звучанию.
81. Оказывается, это никакие не платаны, а зонтичные сосны.
82. За памятником - рынок Траяна.
83. Карта Римской империи на момент ее наибольшего могущества.
84. Ну, Колизей представлят ьне надо. Как же без него?
85. Арка Константина.
86. Какая-то колонна.
87. Колосс Константина - частично сохранившаяся гигантская портретная статуя древнеримского императора Константина Великого, остатки которой, включая голову, хранятся в Палаццо-деи-Консерватори в римских Капитолийских музеях.
88. Вечереет. Какая-то улочка Рима.
89. Закат на достопримечательностях.
90. Закат еще где-то.
91.
Церковь Святой Марии Утешительницы.
92. Стемнело. Какие-то раскопки древних построек.
93. По надписи вдали нашел, где это. Площадь Торре Арджентина.
Площадь названа по Torre Argentina (Страсбургская башня), башне, возведённой в 1503 году. Современная площадь возникла в 1909 году, при этом были снесены жилые здания и церковь San Nicola dei Cesarini. На площади с западной стороны расположен театр Арджентина. В 1926 - 28 годах начались раскопки храмового комплекса времён Римской республики. В ходе раскопок были обнаружены остатки четырех храмов, расположенные ниже уровня дороги.
На 92-м фото, вроде "Храм А", 241 г. до н.э.
94. До отеля проехали на метро. Оно в Риме сугубо "техническое", после Москвы вообще ни о чем. Еще и много карманников.
95. В музее Ватикана. Что это, установить не могу :(
96. Потолок в галерее географических карт.
97. Потолок в галерее гобеленов, выполнен учениками Рафаэля.
98. Другой зал гобеленов.
99. Внутри
Собора св. Петра в Ватикане - крупнейшей христианской церкви в мире.
100. Огромные масштабы. Вместимовсь 60 тыс. человек, плюс 400 тыс. на улице.
101. Фасад Мадерна. Фото как-то масштабы не передает.
102. Времени было мало. Пошли дальше гулять по Риму (на Рим у нас было свободное время в туре).
103. Один из бастионов
Замка Святого Ангела (мавзолея Адриана).
Первоначально замок Святого ангела был построен как мавзолей, позднее он стал резиденцией пап и одновременно тюрьмой, он также был сокровищницей и неприступной крепостью, а в наши дни в нем располагается Национальный музей.
104. Где-то 10 марта. Через 5 дней назад в слякоть и серый снег Москвы...
105. Дворец правосудия. Здание Верховного кассационного суда, построенное в 1911 г. по проекту Гульельмо Кальдерини. Население прозвало его "Палаццаччо" - "безобразный дворец".
106. Вроде не такой уж безобразный. Но какой-то изличне вычурный, да.
107. По набережной Тибра.
108. Красивая
церковь Святого Сердца.
109. В ней что-то больше от испанского стиля.
110. Далее поехали на метро к
термам Каракаллы.
Те́рмы Карака́ллы (итал. Terme di Caracalla) - термы императора Каракаллы в Риме, официально именуемые термами Антониниана (лат. Thermae Antoninianae). Они находились у Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс - 150 на 200 м.
111. Уже в V в. н. э. Термы Каракаллы считались одним из чудес Рима. Они занимали площадь в 11 га. Главное здание, «банный корпус», лежит в парке, который окружен сплошной линией разных помещений. В бронзовые переплёты огромных полукруглых окон главного зала вставлены тонкие пластинки из полупрозрачного камня цвета слоновой кости. Из-за этого зал освещён ровным золотистым светом. Стены из полированного мрамора словно растворялись в высоте, где парил невиданной величины свод.
112. Снаружи термы Каракаллы были облицованы мраморными плитами, под мрамором - многометровая толща местного камня и бетона - смеси извести с галькой и песком. Из кирпича или тёсаных камней римляне выкладывали как бы скорлупу здания. В неё заливалась бетонная масса. 3атвердевая, бетон становился крепче камня. Многие здания, которые кажутся сложенными из отдельных плит, в действительности состоят из одного отвердевшего бетонного «куска». Справа и слева от главного входа устроены две больших экседры; перед каждой из них палестра. В задней части сада (напротив главного входа), в правом и в левом углах, две просторных залы; судя по их внутреннему оборудованию, их следует считать библиотеками; с трёх сторон вдоль стен шли низенькие приступки, по которым поднимались к нишам, где хранились свитки. В центре между этими залами расположены амфитеатром ряды сидений; ряды эти несколько закругляются к обоим концам. Перед ними - стадион, смотреть на который можно было и из самих терм (из задних комнат), и с этого амфитеатра. Над ним повыше находились цистерны с водой для терм: 64 сводчатых помещения, шедших в два ряда и в два этажа. Вода для этих цистерн была отведена из Аква Марция.
113. В «банный корпус» вело четыре входа; через два центральных входили в крытые залы, находившиеся по обе стороны фригидария. Над фригидарием крыши не было; за ним на одной оси лежала большая зала, которую долгое время ошибочно принимали за тепидарий, хотя в ней нет никаких приспособлений для топки, тепидарий и за ним круглый кальдарий, купол которого (35 м в диаметре) поддерживало восемь мощных пилястров; два из них и посейчас стоят на месте. Кальдарий окружали маленькие отделения, где можно было мыться поодиночке. По обе стороны от кальдария были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т. п.
114. Среди множества всяческих помещений, находившихся справа и слева от этих предназначенных для мытья комнат, следует отметить две палестры, два больших открытых двора, окруженных с трех сторон колоннадой. Палестры эти расположены совершенно симметрично: одна - на северо-восточной, а другая - на северо-западной стороне здания, на каждую из них выходила абсида. В полу этих абсид находилась знаменитая мозаика с фигурами атлетов, относившаяся, вероятно, к IV в. н. э. (найдена в 1824 г., хранится в Латеранском музее). Императоры не только стремились к художественной отделке своих терм, не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаиками полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства. В термах Каракаллы стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геракла, торс Аполлона Бельведерского (не считая множества других менее значительных статуй). Сюда приходили не только смыть грязь, здесь отдыхали.
115.
116. Восстановленная мозаика на полу. За дополнительную плату взяли аудиогид на русском языке, было очень интересно.
117. Особенное значение имели термы для бедняков. Недаром один из современных ученых назвал термы лучшим подарком, который императоры сделали римскому населению. Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, усаживались поболтать с друзьями, шли поглядеть на борьбу и гимнастические упражнения и самим заняться ими; другие бродили по парку, любовались статуями, засиживались в библиотеке. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно.
118. Масштабно!
119. На территории есть апельсиновые деревья. Все-таки чудесный в Средиземноморье климат.
120. Это, по-видимому, стадион.
121. Просто картинка из весеннего Рима.
122. И еще.
123.
Базилика Максенция и Константина в римском Форуме.
124. И еще Колизей. Под вечер второго дня вернулись сюда.
125. Отстояв очередь, вошли внутрь. Подробно про Колизей можно почитать в
Википедии. Внизу бывшие скрытыми помещения, где готовились к бою гладиаторы.
126. Кликабельная карта центра Рима в районе Форума.
127. Вечером второго дня в Риме. Фонтан Тритон расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Создан в 1642 году по заказу папы Урбана VIII (Барберини) вскоре после завершения строительства палаццо. Слева отель Бернини 5*, для любопытства узнал цены - около 600$ за ночь.
В программе тура на Рим был и третий день. Но я жестко сказал "хватит! хочу в горы". На какой-то карте Рима с плохо прорисованными окрестностями нашел отметку высоты около 1800 м в районе населенного пункта Субиако. И решил - завтра туда. И не зря! Об этой вылазке в горы Апеннин - в
следующей части...