По горам Осетии и Балкарии в январе 2011

Jun 08, 2014 14:00

На новогодние праздники-2011 я сводил горный поход 2-й категории сложности в горах Кавказа, по Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Получилось немало очень красивых фотографий тех живописнейших мест. В этом посте, по итогу четырех частей в моём ЖЖ, я выбрал наиболее красивые фотографии из того похода с комментариями к ним.

1. Вот нитка того маршрута на космоснимке:

12 дней, 123 км, 5 перевалов и 2 вершины, набор+сброс высоты 20 км, 1-е место на чемпионате Москвы 2011 г. по горному туризму в классе маршрутов 1-2 к.с., а главное - масса приятнейших впечатлений! В техническом отчете о походе можно ознакомиться с подробным описанием прохождения маршрута.

2. Первая ночечвка на склоне горы Ахва у родника. Пришлось повыравнивать площадки для палаток:

3. Зато вечером - прекрасный закат!

4. Подъем по травянистому склону к перевалу Плечо Уазы:

5. Открылась вершина Салдарихох в Скалистом хребте. Вдоль этого хребта мы и будем идти весь поход.

Геология гор Кавказа в его центральной части такова: по центру проходит Главный Кавказский хребет, тянущийся единой стеной с редкими глубокими понижениями перевалов. Далее на север за глубокоим котловинами тянется Боковой или Передовой хребет. Он разделен текущими с Главного хребта реками на отдельные крпные массивы.  От Бокового хребта на север идут многочисленные отроги, ущелья. Следующий на север хребет - Скалистый. Он состоит уже не из гранитов и гнейсов, а из известняка, доломитов, мрамора. По высоте от Главного и Бокового отличается примерно на километр. Как и Боковой, Скалистый хребет сильно расчленен на отдельные массивы мощными реками. Ну и дальше на север к равнине  идут гораздо более низкие Пастищный, Лесистый, Меловой хребты. Конечно, все гораздо сложнее, я лишь коротко обрисовал.
Наш маршрут пролегал между Боковым и Скалистым хребтами. Эта местность получает существенно меньше осадков, чем центральные хребты, и потому зимой тут, как правило, очень мало снега.

6. Внизу остается долина Белягидон. Видно, как в её верховьях (это Боковой хребет) существенно больше снега, чем там, где мы идём:

7. Красивая 60-метровая башня горы Уазахох (3529 м). Мы идем на седловину левее неё, где и заночуем через день:

8. А пока промежуточная ночевка на полянке чуть в стороне от гребня:

Типичный походный быт: надеть пуховку, подготовить площадку, собрать дуги палаток и поставить эти палатки, постелить коврики внутри, положить из рюкзака спальник, потом готовка ужина, чай, отбой. Или съемка ночных гор :-)

10. Вечернияя панорама с места ночевки. Кликабельно! Слева Салдари-хох, Мулдзуги-Барзонд, внизу ущелье Уруха, за ним восточная Дигория. Просматриваются Джимарайхох и Караугом:

11. Будущий ужин :-)

12. Начало рассвета. Долина покрыта облачным морем:

14. Попозже. Кликабельно:

15. Горы Скалистого хребта над покрытой облаками равниной:

16. Солнце взошло. В путь!

17. Подъем по гребню на перевал Плечо Уазы. Первое прохождение в туристском смысле. Под нами в облаках долина Уруха, а за неё громады Уилпата, Караугом, Бурджула:

18. Кликабельная панорама с перевала. Вдаль по предстоящему маршруту уходят горы Скалистого хребта:

19. Уазахох вблизи:

Здесь поставим палатки и полюбуемся великолепными видами с высоты почти 3,5 км...

20. Справа гора Уазахох, отдельно стоящая 60-метровая скальная башня. Мы заночевали правее нее, на перевале. Слева вдаль уходят по маршруту вершины Скалистого хребта:

22. Долины в облаках, а над ними высятся вершины Скалистого хребта: Тоторс, Хазнибаши, Мехтыген, Соухаузкая (на эту гору мы сходим ближе к финишу маршрута):

25. Видны наши палатки на перевале Плечо Уазы. И сама Уазахох, с нашей тропой к ней:

026. Снег, горы, облака и небо. Очень приятно полдня просто погулять в районе лагеря и полюбоваться красотами!

29. Пожалуй, лучший видовой день похода.

30. Еще фото с горой Уазахох и нашим лагерем. Кто-то гулял просто в ботинках (левые следы), кто-то в снегоступах (правые).

31. Панорама (кликабельная!) с горой Уазахох, нашим лагерем, и чуть ли не половиной гор Осетии над облачным покрывалом:

32. Мне очень нравятся зимние походы в горах Кавказа. Тебя ждёт уютная палатка, с хорошим спальником, гарантирующим комфортный сон в тепле, но это потом, а пока ходишь-гуляешь на улице и любуешься вот такими чудесными пейзажами:

33. И вот такими закатами:

34. Панорама того заката над облаками. Кликните, чтобы посмотреть в большем размере:

35. А это рассвет на следующий день. Красота - даже уходить не хотелось. Но: маршрут.

36. Гора Боровцек на рассвете:

37. Игра света взошедшего солнца и облаков. А на переднем плане на снегу следы какой-то крупной птицы. Возможно, орла:

38. С следующего перевала Тоторс просмотрели наши три предстоящих перевала:

40. Спускаемся в долину Хазныдон. Теперь мы в Кабардино-Балкарии. Нам вот туда, под облака:

41. Вершина Хазнибаши:

42. Приближаемся к нижним облакам. А они отступают вниз по долине, оставив после себя иней на кустах:

43. В этом месте была такая красота, что я даже сделал внеплановый привал, чтобы полюбоваться, пофотографировать. В конце концов, для этого и пошли в поход :-)

После перевала Тоторс мы спустились в долину Хазнидон. В среднюю часть этой долины снизу, с равнины, есть грунтовка, летом сюда ездят и пастухи, охотники, и просто на пикник - очень красиво же, да и прохладно во время жары внизу.
Поскольку долина обитаемая, точнее посещаемая, нашелся вот такой домик. Даже были дрова у печки. Заселились в наиболее чистую комнату, растопили печку. Это фото на фото.сайте назвал "Дым от печки на берегу горной речки". Штатив, длинная выдержка, снято с мостика через Хазныдон:

44. Вода в реках зимой очень чистая, и на глаз смотрится как прозрачная. Однако при длинной выдержке оказалась зеленоватой:

47. Пройдя перевал Хазнывцек, увидели гору Мехтыген в Скалистом хребте. Позже будет иной ракурс этой горы "анфас" - как огромный готический замок.

48. Вот этот ракурс. Очень красивая вершина Мехтыген, с перевала Курноят:

49. С перевала Курноят спускаемся в селение Верхняя Балкария. Вдали видна предстоящая вершина Соухаузкая:

Здесь, высоко в горах, снова и снова убеждаешься в гостеприимстве и доброжелательности горцев - будь то балкарцы, карачаевцы, осетины, грузины, армяне, сваны. Первый же встречный в Верхней Балкарии проводил до магазина (мы не знали, где он), предложил бесплатно накормить, переночевать. Но, во-первых, было как-то неудобно напрягать людей, во-вторых, надо было всё-таки идти дальше по маршруту. Согласились подъехать 5 км пыльной грунтовки на Газели, после магазинного мороженого, соков-пива. Так что цивилизация нас коснулась на пару часов, после чего мы снова оказались в диких горах.

50. На следующий день подъем в облачную погоду на перевал Соухауз:

51. На перевале, как часто бывает в зимних походах, жидкой воды нет. Готовить приходится из снега:

На фото видны также стенка вокруг палатки из снежных кирпичей (снег уплотнён ветром), стена огромного камня, в чьей ветровой "тени" поставлена палатка, и процесс ужина дежурного, следящего за процессом разогрева чая (два газовых баллона, от них шланги под большой котёл, обернутый от ветра металлическим "экраном").

52. Предрассветная панорама с перевала Соухауз. Холодно! Но красиво. Слева гора Каракая, правее Иткая, а справа - отрог горы Соухаузкая, на которую собираемся идти по простому маршруту вокруг, минуя скалы:

Во многих названиях присутствует "-кая". Это означает по-балкарски "скала, пик". Могу даже перевести три вышеперечисленных названия: Каракая = черная скала, Иткая = собачья скала (скала, похожая на собаку?), Соухаузкая = видимо, суу ауз кая = скала над узким ущельем. Ну, это дилетантский перевод. если кто хорошо знает тюркский язык, меня поправит.

53. Вид с перевала в сторону, с которой вчера пришли. Краски неба меняются каждую минуту.

54. Вот Каракая уже купается в лучах солнца, а частично - и Иткая. А вдали над равниной слой облаков.

55. При подъеме на вершину Соухаузкая. Склоны гор уходят под облака.

56. О маленьком человеке и больших горах. Идем по вершинному плато горы Соухаузкая, которое обрывается на юг крутыми обрывами. Красота неописуемая:

57. Наиболее высокую точку на вершине Соухаузкая выделить было сложно. Просто прошли по её гребню туда-обратно.

58. Панорама с вершины! Что тут сказать? Нет слов, как и не было их тогда, во время съемки. Виды были просто потрясающими. Панораму можно, кликнув, посмотреть в большем размере. Оно того стоит.

59. Через ущелье от горы Соухаузкая видна гора Каракая:

60. Облака над долиной Черека Балкарского:

61. На склоне горы Соухаузкая. Слева видны участники нашей группы. А вдали, как из самолета, облачное море, сливающееся на горизонте с небом:

62. Горы, облака, небо. Красиво в районе Скалистого хребта в Осетии и Кабардино-Балкарии!

63. Долгий путь назад к палаткам. Вечереет. Тени гор ложатся на облака, накрывающие равнину:

65. Утро следующего дня подарило прекрасный вид на одну из высочайших вершин Кавказа - величественный Коштантау (5152 м), на рассвете, над облаками:

66. Погода обещала быть прекрасной. Вот солнце взошло, и на горе Иткая скальные контрфорсы заиграли тенями:

67. Траверсируем хребет к долине Удурсу:

68. Подъём по гребню оказался не очень простым, но пешком (т.е. без альпинистской техники) :

69. Вокруг прекрасные панорамы:

71. Заночевали в долине Удурсу у источника жидкой воды. Вот она плещется внизу. И это в -15! Наверху - "падающая звезда" (метеор), запечатлившаяся на фоне того, как мы фонариками выводили "КАВКАЗ 2011":

72. На следующий день спустились в балкарское селение Безенги:

После холодов и трудностей похода зашли в кафе в центре села. Вкуснейшие хычины, а также настоящая яичница! (что после 10 дней в горах большая ценность). За соседним столом что-то праздновали, а может, просто сидели за рюмкой горячительного, несколько местных жителей. И снова не то что какой-то дискомфорт, а наоборот, понимание того, что все в этом селе априори друзья. Нас расспросили, кто, откуда и куда идём и т.д. - не как на допросе, а в доброжелательном разговоре. Узнав про всё пройденное нами за последние 10 дней (см. также 1,2,3 части), нас и похвалили, и восхитились ("я бы и на лошади не пошел так - молодцы!"), и угостили, и, когда уходили, проводили. Надо сказать, что основной удар жидкого угощения, как руководителю, мне пришлось взять на себя - и, как ни странно, это помогло быстро придумать, чем нашей группе заняться в сэкономленные 2 дня благодаря хорошей погоде и физ. подготовке группы. Конечно, ехать в альплагерь Безенги выше по долине!
К вечеру на найденном ГАЗе-66 по довольно разбитой дороге доезжаем за 1,5 часа к альплагерю Безенги. Там зимой всего 3 человека, спасатели. Один из них, Адельби, открыл для нас помещение бара (работающего летом), где мы с комфортом заночевали на деревянном полу, растопив камин. Прекрасно!

73. На следущий день восхождение на гору Малый Гидан с перепадом высот от альплагеря почти 2 км. Зато виды великолепные. Вот вершины Коргашинлитау и Дружба, а вдали, более чем в 100 км от нас, вершины Пятигорья в районе Минеральных вод - Бештау, Машук и т.д. Вот такая зимой видимость в хорошую погоду!

74. Также с вершины был виден Эльбрус:

75. Панорама с вершины (по клику - в большем размере):

76. Красивый пик Дружба (4087 м):

77. На обратном пути сумерки застали нас задолго до альплагеря.

Но на тропу мы вышли вовремя. Дальше с налобными фонариками мы без труда вернулись вниз в альплагерь, окутанные Безенгийской ночью.
(никогда не уходите радиально (налегке) в горы надолго без фонаря - всегда есть вероятность не успеть вернуться засветло)

78. В последний день похода погуляли по тропе правобережной морены ледника Безенги. Даже трудно представить, каким огромным был этот ледник в века своего величия. Сейчас же в своей нижней части он оставил огромные боковые морены на бортах долины, стаяв и отступив:

Часть 1. Урух - Плечо Уазы
Часть 2. Красоты Скалистого хребта
Часть 3. Хазныдон-Мехтыген-Балкария-Соухаузкая
Часть 4. От Соухаузкаи в Безенги

Ну вот, поход завршен, и мы уезжаем домой. А впереди в моём ЖЖ - про интересные, богатые красивыми пейзажами, увлекательные путешествия по горам Карачаево-Черкессии и Северной Осетии летом 2011...

Уазахох, Суган, Кабардино-Балкария, горы, Осетия, ночь, Безенги, фото, mg5642, лучшее, 2011, Кавказ, Эльбрус, закат, рассвет, фотография, КБР