Начало повествования(ссылки на остальные главы находятся в самом конце первого поста)
Утро бодрое. "Да уж, солнышка бы сейчас не помешало, - думаю я, с завистью глядя на купающийся в лучах утренней зари противоположный берег. - Больше причаливать на ночлег к правому берегу не буду." И, мечтая оказаться на той стороне Маккензи, вылезаю из палатки. На часах 5 утра.
Отправляюсь в путь, едва первые лучики солнца достигают моего берега. Даже не досушив палатку - таким штилем нужно пользоваться на все сто! На часах без трёх минут 7!
Как и в былые времена, пытаюсь срезать путь, отправляясь прямиком на левый берег (река здесь поворачивает налево), но вижу впереди полосу песка и решаю следовать бакенам, которые стоят вплотную к правому берегу, огибая предстоящий поворот по самой длинной траектории.
Обхожу отмель справа, вклиниваясь между двумя песчаными пятачками. Вижу впереди сгустки пены. Помнится, эти ребята нутром чуяли течение, поэтому следую за ними, в то время как бакены продолжают "прилипать" к правому берегу. Преследую пузырьки, однако на таран не иду - аккуратно выруливаю между ними, словно гоню по хайвею. А трафик-то высок! Хорошо, что пробок нет. Прррр, разогналась - сейчас раздавишь пузырёк! И табаню веслом. ツ
Через 2,5 км нагоняю вчерашний "полтинник". Так что, считайте, что старт сегодня дала снова лишь в 9:30. Однако счётчик не обнуляю и снова включаю свой ручной одометр: "1, 2, 3, …" Сегодня иду "один в один": одна "двухсоточка" (по 200 гребков каждой рукой) - 1 км.
Сегодня Маккензи вальяжно движется к океану, загибаясь то в одну сторону, то в другую. А берега лениво сползают своими утёсами к ней.
Участок реки строго на запад успела пройти до 11 утра. Если ветер и поднимется, то теперь будет хотя бы встречно-боковым, а не просто встречным. Но главное, чтобы волн не было. Хотя какой-то ветерок уже есть. Помнится, вчера всё с того же начиналось - дунул ветерок в спину, добрался до океана, разбудил того, что дремал у океана, и этот, невыспавшийся, встречный северный ветер негодовал потом до самого вечера! А сейчас прямо дежавю… Прохладный бриз легонько дует в спину, начиная поднимать мелкую рябь на воде. С нею поверхность уже не такая накатанная - скользишь не как по маслу, а… словно его присыпали песочком. Сахарным (ветер всё-таки попутно-сладкий), но всё же песочком.
Сегодня гребки быстрые и лёгкие. Не то, чтобы я гребла в полсилы. Просто вчера, выражаясь велосипедным языком, я двигалась по волнам на скорости 3-8, а сегодня уже где-то на 1-4, причём дорога оба дня идёт в горку по ухабистой грунтовке.
На втором повороте река разгоняется до 4,5 км/ч! Настолько увлекаюсь быстрой ездой, что решаю и следующий изгиб проскочить по диагонали и беру ориентир на мыс на левом берегу в 10 км прямо по курсу. Посреди неожиданно вырисовывается очередная отмель. И как бы мне не хотелось обойти её слева, течение уносит меня направо и загоняет в заводь - течение 0 км/ч. Назад идти, сопротивляясь тому потоку, которой вынес меня сюда, бесполезно.
Причаливаю к берегу. По пути вижу в воде корягу. Успеваю вырулить, но не успеваю схватить её и вытащить. Схожу на берег и иду на разведку. Да, похоже, что протока справа есть. Надо рискнуть. Попробовать прижаться близко к правому берегу - авось, нащупаю ручеёк, в который протиснется рафт.
Запрыгиваю в лодку, отталкиваюсь и… натыкаюсь на эту же корягу! Благо, налетаю на неё "со спины" - пощекотав брюшко шлюпки стволом утопленного дерева, я благополучно соскальзываю с него и не напарываюсь на торчащие ветки. На этот раз успеваю схватить корягу рукой и приподнять её хвостик над водой - кто знает, может, это всё-таки тупиковая заводь, и мне ещё выбираться из неё назад?
Протока действительно оказывается сквозной. Я сильно удлиняю километраж и увеличиваю число гребков, но всё-таки из заводи выбираюсь.
Огибаю последний кусочек отмели, и тут на меня обрушивается ор - я вспугнула стаю уток, что нежилась на солнышке с северной стороны отмели.
Увидев меня, они так всполошились, что тут же начали кричать и размахивать крыльями, поднимая волны на воде. Или… Постойте. Может быть, это всё-таки ветер? Обхожу песчаный клочок суши до конца и ощущаю на себе вырывающийся из-за него сильный ветер. Хорошо, что попутный.
Пятикилометровый отрезок реки до следующего поворота вновь превращается в бушующий океан. Включаю передачу 3-8 (самая сложная из 24-х возможных) и всё-таки переплываю его, тратя оставшиеся силы и энергию.
Когда у ветра и течения свои планы на тебя
Причаливаю у левого берега. Ну всё, теперь я его точно не отпущу! Здесь и рассветы по утрам солнечнее, и Tsiigehtchic - финальная точка водной части пути - стоит. Значит, нужно держаться его до конца похода, какими бы сильными не были отмели вдоль него: "Разыграйся очередной шторм, я просто не смогу перебраться на противоположный берег. Течение снесёт меня в дельту Маккензи, заплутать в которой проще простого, а оттуда вынесет в океан," - прокручиваю я в голове худший сценарий. Шутить не стоит, нужно держаться левого берега.
Но… жизнь, как всегда, вносит свои коррективы. Сразу за мысом река уходит направо, а вместе с ней и течение, обнажая песчаные пляжи на левом берегу. Они так глубоко врезаются в воду, что, обходя их, я снова оказываюсь почти на правом берегу!
Ветер разыгрывается не на шутку. Он вздымает столбы пыли на этом самом пляже, что тянется по левую руку от меня, и гонит их вперёд - не хотела бы я сейчас оказаться там.
Песочек развеивается и… помните, я говорила, что не отпущу левый берег? Кажется, я погорячилась. В нескольких километрах прямо по курсу на нём горят леса! Я, конечно, хотела, просыпаясь в палатке на левом берегу, чувствовать тепло. Но от первых лучиков солнца, а не от горящих рядом лесов!
Делать нечего, меняю стратегию, и решаю до конца сплава держаться безопасного, правого, берега - на таком ветру пожар может мигом достигнуть берега, где и будет стоять моя палатка. Беру ориентир на мыс справа.
И вот, казалось бы, нужно просто протиснуться между этими двумя мысами, где река заворачивает на юг, но нет. У течения снова свои планы.
Оно разгоняется аж до 6 км/ч и несёт меня на ближний, левый, берег! Тот самый, где горят леса. На часах уже 7 вечера. Перебраться на противоположную сторону Маккензи по таким волнам, если и получится, то не раньше, чем через два часа. А причаливать тут, на левом берегу, явно нельзя. Бороться с волнами, то и дело подкидывающими шлюпку вверх, даже не пытаюсь - сил нет. Я на воде уже 12 часов.
Опускаю весло и позволяю ветру развернуть меня лицом к берегу - теперь он начинает нести меня в неизвестность бочком.
Дабы не терять время, достаю из кармана клочок бумажки и начинаю делать заметки, чтобы вечером перенести их в тетрадь. В пути столько мыслей и переживаний, что перед сном их просто забываешь записать. А сколько ещё предстоит пережить?!
Фото сделано уже вечером. Но и это ещё не всё. Потом чек пойдёт на растопку - реюзинг* по полной программе! ツ
*От английского "reuse" - "
многократное использование"
Сзади несётся ураганный ветер, впереди бушует свирепый океан, справа к небу вздымаются столбы пыли, слева горят леса. Обстановочка к вечеру накаляется пуще прежнего…
На этой стороне песок тоже поднимается ветром в воздух, но не так сильно, как справа
Решение приходит само собой. Сразу за мысом на "огненном", левом, берегу вырисовываются очертания (непесчаного!) острова. Я по-прежнему бессильна. Течение продолжает нести меня, куда удобнее ему. А ему удобнее обходить впереди лежащий остров всё-таки с правой стороны. А значит, у меня появился шанс заночевать на безопасном расстоянии от огня!
Но как бы не так. У океана свои планы, и до острова он мне добраться не позволяет, выплёвывая на лысую отмель прямо посреди реки.
Делать нечего - придётся ночевать тут. 13 часов в пути. Но сегодня всего 65 км, из них полезных - не более 60 (слишком много виляла по реке).
По моим оценкам очаг возгорания был где-то в 7 км от берега, я же остановилась посреди реки на песчаной отмели, которая на спутниковой карте и вовсе скрыта под толщей воды.
Выкидываю вещи на берег сумку за сумкой, пока в рафте не остаётся самая тяжёлая поклажа - велоштаны. Приподнимаю их - и лодку тут же отрывает ветром от земли. Хорошо, что додумалась продеть руку в чалку. Верёвка натягивается, впиваясь в запястье, но рафт всё же остаётся при мне. Тащу его подальше на берег, по пути захватывая и герму. Всё это происходит на страшном ветру - рафт в руках как парашют! Кладу лодку на землю, внутрь герму - не держит! Они взлетают вместе! Оставляю эту герму на берегу, беру рафт и иду с ним в обнимку за второй гермой - снова улетают! Повторяю процедуру - с тремя гермами на борту рафт уже не так просто поднять в воздух, поэтому он пока держится на земле. Дожидаюсь, когда пройдёт очередной порыв ветра, и бегу за велосипедом - с ним на борту лодку уже точно не унесёт.
Следующий этап - как поставить палатку? На таком ветру мой однодуговой домик ещё ни разу не стоял (всегда удавалось найти укрытие), и не уверена, что выстоит… Разворачиваю его спиной к ветру - так нагрузка на дугу будет меньше. Ветер вырывает колышки из рыхлого песка. Камней на отмели нет. Решаю привязать тент оттяжками к велосипеду - зачем-то же он мне на Маккензи нужен?! ツ Так, палатка держится. Теперь рафт.
Была идея сдуть и затащить его в палатку (боялась, что из тамбура может унести, если ветер сорвёт передний колышек и тамбур откроется). Но рафт весь в песке. Сегодня он впервые за поход остался без купания. Впрочем, велосипед тоже при выгрузке успел принять грязевые песочные ванны.
Но вел ночует снаружи, в палатку этот песок не потащу. Вижу местечко под оттяжками, но на этот раз с тыльной стороны палатки. Запихиваю рафт под них, придавливаю сверху велосипедом и на всякий случай привязываю к нему в нескольких местах.
На таком ветру выстоим. И я, и палатка, и рафт, и велосипед. Ну, а если поднимется торнадо, то нам всем не сдобровать…
Песок повсюду. Хорошо хоть вчера воды набрала в середине реки. Сегодня в бутылку на берегу удалось лишь набрать песчаную воду. Или всё-таки мокрый песок? Концентрация крупинок этих твёрдых горных пород, кажется, превышает 50%… Я даже, полоская рот после чистки зубов, чувствовала, как он соскабливает эмаль.
Впервые за поход я даже ем в палатке - в противном случае песок будет залетать прямо в рот. А медведи… В такую бурю ни один мишка на берег не выйдет. И вот я, поедая супчик, сижу в палатке и смотрю, как песчаная позёмка заметает мои же следы. Впервые и готовлю ужин у Маккензи на горелке. То ли от того, что ветер силён, то ли от того, что до дров метров триста, то ли от того, что где-то недалеко горят леса - рука просто не поднимается развести ещё один костёр. Весь вечер я смотрю из "окна" палатки на то, как погибает природа, и понимаю, что ничем не могу ей помочь…
День тридцать первый >>>