ИМР. Бульдозер особого назначения

Feb 19, 2020 11:36


Наверное,  нет на суше таких мест, где не смогла бы проехать эта машина, и нет  таких препятствий, которые она на своем пути не смогла бы преодолеть.





Были и такие времена. Москва, 20-е числа августа 1991 года. ИМР-2 возле Кремля.

Построенная  на базе танка, эта машина способна работать в таких условиях, где не  сможет работать ни один бульдозер, грейдер или кран. Даже в условиях  радиационного заражения. Но иногда они применяются и при расчистке  автодорог от снега. Именно за таким занятием я их и видел пару раз.

Первая версия ИМР была разработана в 1969-м году, на базе танка Т-55.



Корпус  герметичный, это первый советский танк, в котором экипаж был защищен от  действия радиации и химического заражения. Конечно же все эти качества  сохранила ИМР.

Место  водителя расположено в бронированной башенке с крохотными окошками для  кругового обзора. Экипаж машины - 2 человека, водитель и оператор.



ИМР-2

Вместо  танковой башни установлена поворотная платформа, на которой находится  кран - манипулятор. Грузоподъемность его не большая, всего две тонны,  вылет стрелы без малого 9 метров.

В  классическом понимании автокрана эта машина, конечно, мало подходит для  использования, хотя манипулятор имеет множество функций, и может даже  работать как экскаватор, на борту среди инвентаря имеется ковш.



ИМР-1 с бульдозерным режимом работы отвала

Спереди  машины имеется массивный бульдозерный отвал, который при помощи  гидроцилиндров может менять свою конфигурацию, в зависимости от типа  выполняемых задач. Когда отвал прямой, в бульдозерном режиме, его ширина  превышает 4 метра, в двухотвальном режиме он короче, есть еще и режим  грейдера.



ИМР-2, отвал переведен в двухотвальный режим.

Выпуск  ИМР - 1 был налажен на Новокраматорском машиностроительном заводе. В  1982 году стартовал выпуск модернизированной машины ИМР-2, уже на более  современном шасси танка Т-72. Кодовое название машины «Объект 637».  Машина имеет ряд существенных отличий от своего предшественника, она  может двигаться даже под водой, и снабжена усовершенствованной системой  дистанционного разминирования.



Основное  назначение ИМР - работа в инженерных войсках, а вот применялись они в  основном, при разборе чрезвычайных ситуаций и техногенных аварий,  расчистки завалов. Производительность сильно зависит от сложности работ.  Подготовка путей для прохода колонн например, может проводиться со  скоростью до 10 км/час, до 450 м/час машина может проходить сквозь леса и  лесные завалы, до 350 м/час через каменные завалы, в том числе в  условиях городской застройки.



ИМР-2 на ЧАЭС

Самым  известным объектом, на котором работали ИМР, была Чернобыльская атомная  станция. Именно там, при ликвидации последствий аварии выяснилось, что  ИМР-2 оказались единственной техникой, способной работать даже вблизи  разрушенного реактора, расчищая к нему проход.



ИМР-1 на ликвидации аварии ЧАЭС.

В  основном на ЧАЭС работали машины первого поколения, их просто больше  было, а на базе второй версии, специально для Чернобыля создали машину с  дистанционным контролем.



Машина с дистанционным управлением.

Вторым  известным «грязным» местом было озеро Карачай, ядерный могильник ПО  «Маяк». В консервации озера тоже использовалась эта техника.



Расчистка  завалов после землетрясения в Спитаке тоже проходила с участием этих  машин, применяются они и при тушении лесных пожаров летом, и при  расчистке заметенных снегами дорог зимой.



Из  истории военных конфликтов известно о применении ИМР в Афганистане и  Чечне, так же они были замечены на Донбассе в 2014 году, но о сколь либо  серьёзном применении их мне не известно.

Производство  ИМР на заводе в Донецкой области было прекращено в 1991 году,  модернизированный вариант ИМР-2М2 производится на УВЗ с 1990 года.

спецтехника, ИМР

Previous post Next post
Up