Масляный фильтр. Сейчас эту копеечную, для основной массы выпускаемых и выпускавшихся ранее автомобилей деталь, можно купить практически везде. Во всяком случае, фильтры на автомобили отечественного производства не продаются ну разве что в магазинах продуктов и косметики. Ассортимент их велик, цены - на любой бюджет. Но так было не всегда…
Поначалу, когда вазовская «классика» была очень желанной, но еще не очень распространенной машиной, масляных фильтров производства Ливненского автоагрегатного завода хватало всем, и конвейеру, и сети сервисного обслуживания, были они и в свободной продаже, в середине 1970-х, во всяком случае, в крупных городах. Но уже к началу 1980-х жигулёвский масляный фильтр стал дефицитным товаром.
Сменный фильтрующий элемент и часть корпуса разборного фильтра.
К середине 1980-х самым сложным в процессе замены масла в двигателе «Жигулей» было «достать» фильтр. Их банально не хватало. Завод в Ливнах выпускал около 9 миллионов штук в год, поставки из Югославии и Болгарии составляли примерно миллион фильтров в год, а для полного закрытия потребностей автозавода, его сервисной сети и розничной продажи требовалось около 13 миллионов…
Один из самых распространенных вариантов разборного масляного фильтра
Острый дефицит этого простейшего компонента автомобиля породил такое забавное решение, как разборный масляный фильтр со сменным элементом.
Этот ремкомплект, судя по адресу изготовителя, был сделан в Харькове. Отдельно следует отметить его заявленный ресурс - 15 тыс. км. Выглядит не иначе как фантастика, при тогдашнем-то качестве масел.
Насколько мне известно, таких решений появилось около двух десятков, от разных производителей, как государственных предприятий, так и первопроходцев частного бизнеса, тогдашних «кооперативов».
Конструктивно они не имели особых отличий, отличались в основном качеством исполнения. Наиболее распространенной была конструкция, разработанная «Вторнефтепродуктом», представлявшая собой разборной корпус, в котором менялся сам фильтрующий элемент, наружные уплотнительные кольца, герметизирующие соединение с двигателем, и резиновое кольцо противодренажного клапана. Остальные детали были многоразовыми, их просто промывали в бензине.
Сейчас, по прошествии многих лет, мне удалось раздобыть такой ремкомплект, и даже часть корпуса фильтра, но этот корпус под элемент другого типа, текстильного, «нитяного».
Жаль, вторая часть и перепускной клапан где-то утеряны. Впрочем, может еще найдутся, и удастся собрать полноценный экспонат для автомузея
.