Ручка - стахановка, рогатка на панели приборов, и другие хитрости старых шоферов

Jul 25, 2019 12:25


Шофёр  грузовика, в былые времена это был тяжелый труд. Конструкция машин хоть  и была простой, но агрегаты не были долговечными, масла и смазки были  примитивными, с поставками запчастей были перебои, поэтому шофёры  выходили из сложных ситуаций как могли, часто проявляя смекалку.





Рогатка, привязанная к приборной панели.

Казалось бы, зачем нужна рогатка в «полуторке» ГАЗ-АА. Ответ простой - фиксировать рычаг КПП на прямой передаче.



Панель приборов ГАЗ-АА

Шестерни  третьей и четвертой передач быстро изнашивались, скорость выбивало, и  вот водители придумали простой нехитрый способ фиксации рычага коробки  передач. Применялся этот метод, в том числе и во время войны, когда от  работы грузовика часто зависело спасение жизни, а запчасти и смазочные  материалы были в остром дефиците.



Москва. Пушкинская площадь, предположительно 1940-й год. Фото Наума Грановского.

Вообще,  коробка передач была слабым местом «Полуторки». Там быстро изнашивался  промежуточный (контршафтный) вал и шестерни вторичного вала, входившие с  ним в зацепление. У шоферов этот вал назывался «промежуток», его  старались возить с собой, особенно в дальних рейсах. Хоть замена  «промежутка» была одной из самых трудоёмких работ в ремонте этого  грузовика, но что поделать, другого выхода не было…



Аккумуляторная  батарея многие годы была ахиллесовой пятой шоферов, особенно зимой,  потому заводили ГАЗ-АА чаще всего «кривым стартером, попутно закрывая  заслонку карбюратора с помощью проволочки, выведенной из-под капота на  правую сторону, на крыло.



Москва. Цветной бульвар. 1947 год.

При  запуске грузовика ЗИС-5 в сильные морозы об аккумуляторе и  электростартере в принципе можно было не вспоминать. Для запуска мотора  применялась заводная рукоятка с увеличенным силовым плечом, прозванная  «стахановкой». Её можно было крутить вдвоём, втроём…



Двигатель ГАЗ-АА

«Печкой»  в те времена даже легковые авто не оборудовались, так что обмерзающие  ветровые стёкла протирали изнутри тряпкой, смоченной в солевом растворе.

Слабым  местом электрооборудования было реле - регулятор. Как его тогда  называли, реле обратного тока. Если оно выходило из строя, то  аккумулятор не заряжался, и что бы устранить проблему, в кабину  выводились провода от генератора и аккумулятора, и в качестве реле был  сам шофёр, соединяя и разъединяя провода в зависимости от оборотов  мотора.



Улица Моховая в Москве. 1930-е

Конечно,  это лишь малый перечень методов, к которым приходилось прибегать нашим  прадедам, что бы оживить сломавшийся грузовик в пути, или вообще,  завести его перед рейсом. Труд шофёра в те времена был поистине тяжелым,  порой - героическим.

история, интересные факты

Previous post Next post
Up