Автобус ЗИЛ-118. «Юность», покорившая сердца

Jul 22, 2019 11:00


Разработку  этого автобуса мало кто считал серьёзным проектом, тем не менее, когда  он появился, то произвел настоящий фурор, как внутри страны, так и за её  пределами. ЗИЛ-118 «Юность», автобус, созданный командой молодых  инженеров Завода имени Лихачева, фактически, в свободное от основных  задач время.



«Юность»  построена на базе существовавшего лимузина ЗИЛ-111, от него автобус  унаследовал V-образный двигатель ЗИЛ, мощностью 150 л.с. (поначалу  вообще был мотор ЗИЛ-375 мощностью 170 л.с.), автоматическую  гидромеханическую коробку передач, с некоторыми изменениями рулевое  управление и тормозную систему. А вот кузов спроектирован и построен,  что называется, с нуля.





Над  проектом работала команда инженеров и дизайнеров, возглавляемая  Николаем Гринчаром. Своим названием автобус обязан Татьяне Киселевой,  работавшей над интерьером.



Светлый  и просторный салон по комфорту был на уровне западных туристических  автобусов тех времен, и при этом был 17 местным. То есть, микроавтобусом  в классическом понимании он не являлся, но и полноценным автобусом  тоже, занимая промежуточную нишу.



Над  кузовом работал знаменитый советский промышленный дизайнер Эрик Сабо и  Александр Ольшанецкий, впоследствии перешедший во Всесоюзный  научно-исследовательский институт технической эстетики, и работавший над  проектом специализированного таксомотора, московского аналога  лондонского «кэба».



Кузов сделали несущим, двигатель и коробка передач смонтированы на съемном подрамнике.

В 1962 году первый экземпляр нового автобуса был представлен партийной элите, у которой вызвал восторг.



Начался  штучный выпуск в экспериментальном цехе, а в 1967 году «Юность» едет на  автобусную выставку в Ниццу, где получает более 10 международных  наград, и европейское признание.



Еще  бы, ведь у него не было конкурентов, в то время подобные автобусы в  Европе еще не выпускали. Одна из французских фирм готова была сделать  предзаказ на внушительную партию ЗИЛ-118.



Панель приборов лаконичная и в то же время стильная.

Справа от водителя селектор АКПП



По  одной из историй, купить лицензию на производство «Юности» готов был  сам Генри Форд - младший. Но советское правительство лицензию не  продало, хотя наша автопромышленность во многом обязана своим  становлением компании Форд, помогавшей строить Горьковский автозавод.



Достоверно  известно, что в гараже Форда - младшего был один ЗИЛ-118, второго  поколения, и литерой «К», его действительно сильно впечатлил этот  автобус.



Да  и кого он мог оставить равнодушным, тем более в те времена, лёгкий,  светлый, стремительный силуэт в аэрокосмическом стиле, мощный мотор и  автоматическая трансмиссия. Форд понимал шикарные коммерческие  перспективы «Юности» на рынках США и стран Западной Европы. К тому же, в  то время одним из директоров компании был легендарный Ли Якокка,  благодаря которому появился первый «Мустанг», и уж он то понимал, что  «Юность» обречена на успех.



Но  увы, ЗИЛ-118, выпускавшийся до 1968 (по другим данным 1970) года, и  сменивший его ЗИЛ-118К, построенный на более современных агрегатах от  ЗИЛ-114, так и остались машинами штучной сборки.



За  все годы производства их собрали всего около сотни, причем самых  красивых, первой серии, было всего пару десятков, из них до наших дней  уцелело 4 штуки.



Один  из первых ЗИЛ-118, отреставрированный до идеального состояния,  находился в Киеве, и весной 2018 года был выставлен на продажу на  европейской онлайн-автоплощадке. Ценник был в 430 тыс. евро. Где машина  находится сейчас - не известно. Возможно, что уехала в Европу, где в  своё время произвела настоящий фурор

ЗИЛ, Автобус, ЗИЛ-118, микроавтобус

Previous post Next post
Up