ПАЗ-3742. «Пингвин», который вёз мороженое

May 01, 2018 01:00







До сих пор помню, с  каким нетерпением ждал я этот автобус в детстве, его появление в посёлке  говорил о том, что можно топать в магазин за мороженым.

Это было в 80-е, когда я  еще ребенком был. Жили тогда в посёлке, в котором было три магазина. В  одном из них, продуктовом, продавалось мороженое и прочие сладости, на  прилавках подолгу ничего не залёживалось, времена дефицита. Дорога к  магазину проходила по нашей улице, и пару дней в неделю, а бывало что и  раз в неделю, этот «Пазик- пингвин» ехал мимо дома, и это означало, что  вскоре в холодильнике будет мороженко.



Наверное тогда это на  уровне рефлексов отпечаталось. До сих пор, закрыв глаза, без труда могу  визуализировать, как «пингвин» не спеша сворачивает с главной дороги на  нашу улицу, и медленно едет мимо дома. Белый автобус с синей полосой,  еще снежинки на нем были вроде. Ну и пара пингвинов на задней двери…

Холодильник для  перевозки заморозки был заказан Павловскому автозаводу в 1976 году. В то  время в СССР еще не было компактного фургона- холодильника, а  изотермические будки на базе грузовиков не всегда справлялись в жаркую  летнюю погоду со своей задачей. Для нового городского  фургона-холодильника пришлось проектировать и новую холодильную  установку, подобных компактных агрегатов тогда в СССР не производилось.  За основу кузова был взят каркас ПАЗ-672  , получивший глухие боковые панели, отдельные двери для обслуживания  холодильной установки, управление которой на машинах первых выпусков  дистанционно с места водителя было невозможным, только непосредственно в  отсеке установки. В отделке грузового отсека использовался алюминий, в  качестве термоизоляции применялся пенополиуретан и пенополистрол.



Опытный образец  автохолодильника был изготовлен всего за 3 месяца и показан руководству  Министерства автомобильной промышленности. Руководство осталось очень  довольно и поручило ПАЗу выпуск 300 машин на 1977 год. Но сложности,  возникшие в процессе производства не совсем профильной для завода по  выпуску автобусов машины внесли свои корректировки в планы министерства -  в 1977 году удалось выпустить всего около 50 машин. Выпуск  автохолодильников на ПАЗе продержался с 1977 по 1979 годы, за это время  там было изготовлено около 800 машин.



Параллельно с выпуском  «пингвинов» на ПАЗе начался их выпуск в Баку, на перепрофилированном под  выпуск спецавтомобилей бывшем заводе автозапчастей. Изготавливались так  же изотермические фургоны, без холодильной установки. Технические  характеристики в целом соответствуют базовой модели автобуса ПАЗ-672,  расход топлива только побольше, из-за холодильника.

Последний раз видел я «пингвин» лет 15 назад, выглядел он примерно вот так:



Все фото взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.

автобус, олдтаймер, ПАЗ

Previous post Next post
Up