Газотурбинные автобусы Turbo - Cruiser

Jun 01, 2019 14:24


Некоторое время назад я  рассказывал о советском газотурбинном автобусе НАМИ-053. Он был создан в  1959 году, а чуть раньше, в 1954-м инженеры General Motors внедрили  газотурбинный двигатель в серийный автобус GM TDH 4512 и назвали свое  детище GM Turbo - Cruiser первый.





В  моторном отсеке автобуса обосновался газотурбинный двигатель GT 300,  это была простой двухвальный агрегат. Мощность его превышала родной  дизельный мотор в 2 раза, при этом вес турбины был меньше на несколько  сотен килограмм.



Примечательно, что ГТД  располагался в моторном отсеке так же, как и дизель, параллельно. Забор  воздуха для турбокомпрессора осуществлялся через воздухозаборник, по  левому борту, а выхлопной раструб был выведен на крышу.



Одним из преимуществ GT 300 была многотопливность.

В ходе испытаний Turbo -  Cruiser, в просторном салоне которого оборудовали лабораторию, прошел  более 2500 тысяч миль. Выявились сильные и слабые стороны машины, среди  сильных была динамика, более высокая мощность при малом весе двигателя,  его многотопливность и более простая конструкция.

Но недостатки превышали  все плюсы. Несмотря на хорошую динамику, при резком ускорении ГТД  обладал некоторой «задумчивостью», пока набирал обороты. Расход топлива в  среднем превышал в 2.5 раза показатели родного мотора. Из-за  особенностей конструкции замедление трансмиссией было невозможным, и в  случае отказа основной тормозной системы, автобус фактически оставался  без тормозов. Тут надо добавить, что нагрузка на тормоза сильно возросла  у газотурбинника, сократился их срок службы, перегревались барабаны.



Отдельным неудобством был шум, издаваемый газотурбинным двигателем.

Разумеется, о серийном  производстве такой машины никто и не думал, но накопленный опыт и  результаты исследований позволили разработать агрегат. Так в 1964 году  появился второй Turbo - Cruiser.



На этот раз в качестве газотурбинного автобуса послужил GM TDH - 5303 «New Look», такой же, как снимался в фильме «Скорость».

В качестве силовой установки послужила новая турбина GT 309 мощностью 280 л.с.



Она работала тише, была  экономичней, более приспособленной для серийного выпуска газотурбинных  автобусов. Но основные минусы сохранились, отсутствовала возможность  торможения двигателем, на низких скоростях расход топлива был очень  высок, «задумчивость» при резком ускорении тоже никуда не делась.

В 1968 году Turbo -  Cruiser 2 получает новую коробку передач, бесступенчатый вариатор  «Toric», а заодно и новое название - Turbo - Cruiser 3. Такое решение  несколько улучшило проблему «задумчивости» автобуса при быстром  ускорении, но до конца её не устранило.



Надо отдать должное  упорству инженеров General Motors в их попытках создать коммерчески  успешный газотурбинный автобус. Исследования продолжались и дальше, но  судя по тому, что таких машин на дорогах по-прежнему нет, серьёзными  успехами они не увенчались. Впрочем, в наш век гибридных технологий о  газовой турбине для грузовиков и автобусов, возможно, еще вспомнят.  Только вращать она будет уже не колёса непосредственно, через  трансмиссию, а электрогенератор.

Возможно, вам будет интересно узнать о советской разработке НАМИ-053

Автобус, ГТД, turbo - cruiser

Previous post Next post
Up