Впервые я увидел этот трактор в 1995 году, если мне память не изменяет, и он меня сильно впечатлил. Он мне показался таким, монументальным, даже.
Машина была уже сильно потрёпана временем, и служила основой для установки по забиванию свай на одной из строек. Окна кабины в нерабочее время были закрыты железными щитками, видимо, что бы шпана их не побила, а может быть, во вместительной кабине трактора хранился какой-то инвентарь. На дворе было начало осени, возле трактора пахло соляркой.
Предшественником Т-180 послужил трактор Т-140, разработанный на Челябинском тракторном заводе в 1956 году. Эта машина изначально задумывалась для промышленного применения, на полях сельского хозяйства делать ему было нечего.
Несмотря на челябинскую разработку, производство Т-140 стартовало в Брянске. Двигатель 6КДМ-50 производился там же. Это был 6-цилиндровый атмосферный дизельный мотор, созданный на базе 4-цилидрового КДМ-46, мощностью 140 л.с.
В 1959 году один экземпляр Т-140 представили на международной выставке в Лейпциге. Это был первый советский трактор тягового класса 15т.
Производился он до середины 1960-х, после чего его сменила усовершенствованная модель Т-180.
Выпуск Т-180 стартовал в 1965 году там же, на Брянском заводе. Машина отличалась прежде всего новым двигателем Д-180, мощностью 180 л.с. Дизельный, атмосферный, с камерой сгорания в поршне, и декомпрессионным устройством на трёх цилиндрах, облегчавшем запуск. Заводился дизель от пускового бензинового двигателя «пускача», управление которым было предусмотрено из кабины.
Сцепление двухдисковое, сухое, с пневмоприводом. Коробка передач имеет 5 скоростей переднего хода и 2 передачи реверсного хода. Механизмы поворота планетарные, так же с пневматическим приводом, позволяли плавно изменять ход трактора. Основной тормоз с ленточными фрикционами, работающими в масляной ванне, блокировал оба редуктора, а стояночный тормоз сделан в виде блокировки педали основного тормоза.
Пневмосистема управления трактором была его слабым местом в зимний период. Если в ней перемерзал конденсат, требовалась масса усилий для оживления машины.
Подвеска обеспечивала плавный ход и максимальное использования тягового потенциала благодаря торсионам и балансирным кареткам.
Трубоукладчик на базе Т-180, в призрачном состоянии
Кабина имеет трапециевидную форму в передней части, она цельнометаллическая, герметичная, звуко и теплоизолированная, с вентиляционной установкой, в которой установлен фильтр. Трехместная. На задней стенке внутри кабины установлен топливный бак, заливная горловина его выведена с левой стороны задней стенки. Снаружи, при наличие гидросистемы, ставили бак для масла.
Т-180 с навесным оборудованием, в призрачном состоянии
Трактор Т-180КС - специальное, северное исполнение машины. Двигатель с предпусковым подогревателем, топливный бак с подогревом, кабина с дополнительной теплоизоляцией и двойным остеклением, усиленной рамой, и деталями подвески, сделанными из сортов стали, устойчивым к большим нагрузкам при низких температурах.
Т-180 работали в качестве бульдозеров на различных видах строек, дорожном строительстве, на газовых и нефтяных месторождениях, на лесозаготовках, в карьерах. Благодаря своей массе в 15 тонн и тяговому усилию, применялся как рыхлитель скального грунта на вскрышных работах в карьерах.
Полуразобранный бульдозер Т-180
Несмотря на ряд недостатков, прежде всего связанных с пневмосистемой управления, машина выпускалась 27 лет. Ко второй половине 80-х Т-180 и его модификации были морально устаревшими, было принято решение о прекращении производства, но после этого он еще 5 лет выпускался, вырабатывались объемы поставок по заключенным ранее договорам.
В наши дни они еще встречаются на предприятиях кое-где, и на вторичном рынке Т-180 еще встречается в продаже, в виде бульдозеров и рыхлителей, хотя запчасти на них достать уже непросто
. Возможно вам так же будет интересно почитать про
самосвал "Днепр"