НАМИ «Компакт». Каким видели городской автомобиль будущего в СССР

May 14, 2019 11:04


Этот компактный  городской автомобиль был разработан НАМИ еще в конце 1980-х, в рамках  концепции «городского автомобиля будущего». Несмотря на прошедшие годы,  он и сейчас выглядит вполне актуальным, что лишь подтверждает тезис - в  будущее наши инженеры смотрели уверенно и смело. Жаль только их  разработки чаще всего оставались на уровне концептов.





Работа над проектом  началась в 1987 году, а уже через год был готов первый ходовой образец  автомобиля, носящего индекс НАМИ-0288 «Компакт». Такие сжатые сроки были  сравнимы с мерками западных концернов, постоянно обновлявших свои  модельные линейки, но у нас из подобных автомобилей формата «кей-кар»  была лишь «ОКА», выпуск которой, в то время, пытались наладить в  Елабуге. По сравнению с ней, «Компакт» выглядит настоящим прорывом в  будущее, как в плане дизайна, так и технической начинки.



Силовая структура кузова  этого малыша сварена из штампованных деталей. Передняя несущая часть  машины сделана в виде отдельного модуля, присоединенного к основной  силовой клетке кузова на шарнирах. Решение с одной стороны спорное, но с  другой оно повышало технологичность сборки, снижало воздействие  крутящих и динамических сил от подвески на основной каркас. Внешние  панели кузова сделаны из стеклопластика. Конструкторы предусмотрели  возможность использования разных видов пластика в производстве внешних  панелей, и даже комбинированных, из металла и пластика.



Габариты кузова очень  скромные. Длинна всего лишь 3330 мм, ширина 1550мм, при этом машина  способна перевозить 5 человек. Что бы сзади, при такой ширине, смогли  разместиться трое, средняя часть спинки заднего сиденья могла смещаться в  сторону багажника, из-за чего плечи пассажиров были в разных  плоскостях. Масса машины в снаряженном состоянии всего 650 кг.



Подвеска. Она -  пневматическая. Как-то сразу и не верится в то, что на советской  микролитражке образца 1988 года была «пневма»? Да, но это факт, была.

Передняя подвеска -  «Макферон», с пневмостойками, задняя подвеска зависимая, с  пневмобаллонами и амортизаторами. Давление воздуха создает электрический  компрессор.

Клиренс регулируется в  диапазоне от 140 мм до 200мм, но на этой отметке скорость движения  ограничена 30 км/час. Если скорость выше, подвеска сама переходит в  штатный режим с клиренсом 170 мм.



Примечательно, что  элементы задней подвески расположены перед колёсными арками, а не  посреди них, как это чаще всего распространено. Такое решение сэкономило  место для багажника. Из этих же соображений «запаска» очутилась под  капотом, как у «Таврии» и «Оки».

Дизайн кузова  разрабатывал Алексей Пономарев, проектировкой технической части машины  руководил инженер Александр Миронов. Водородную топливную систему  разрабатывал инженер Кузнецов, руководили проектом А.Наместников и  С.Радовский.



Двигатель - от «Таврии»,  МЕМЗ-245. Из-за ограниченного количества времени, отведенного на  разработку проекта, мотор решили взять уже существующий, да и новый на  тот момент мелитопольский мотор подавал неплохие надежды.

Для «Компакта» его  пришлось адаптировать, в результате чего средний расход бензина снизился  до 5.3 литра на 100 км. Но и это еще не всё, главным новшеством было  то, что мотор мог работать на бензо-водородной смеси. Запаса водорода в  25-литровом композитном баллоне хватало в среднем на 150 км при  городском темпе езды.



Особого выигрыша по  экономичности такое решение, впрочем, не давало. Расход бензина  действительно был на 15% ниже при комбинированной схеме питания, но и  динамика ухудшалась, на те же 15%.

Но был экологический  фактор, который так же учитывали при разработке городского автомобиля  будущего, и здесь водород давал свои плюсы. К тому же, то время был эрой  экспериментов с новыми типами двигателей, водород рассматривался  наиболее перспективным топливом на западе.

Коробка передач  пятиступенчатая, механическая, максимальная скорость 155 км/час,  тормозная система двухконтурная с вакуумным усилителем, рулевое  управление без усилителя, шины радиусом 13 дюймов.



В 1989 году «Компакт»  был представлен на автосалоне в Токио, где имел большой успех. Ряд  решений, примененных в этом проекте, был запатентован.

К сожалению, в  производство эта машина не пошла. Тому был ряд причин. Многокилометровые  заторы в городах и проблемы с парковкой были в будущем и компактные  городские «кей-кары» спросом не пользовались, к тому же в СССР ломали  голову над тем, где продолжать выпуск «Оки».

В 1991 году появился второй, обновлённый вариант НАМИ «Компакт».





Машина немного выросла в  размерах и имела модульную конструкцию задней части кузова, позволявшую  трансформировать его в пикап или фургон при необходимости. Но тогда  промышленности стало уже совсем не до «Компакта».

Возможно вам так же будет интересно почитать об экспериментальном ГАЗ-18

Компакт, НАМИ, кей-кар, концепт

Previous post Next post
Up