Этот компактный городской автомобиль был разработан НАМИ еще в конце 1980-х, в рамках концепции «городского автомобиля будущего». Несмотря на прошедшие годы, он и сейчас выглядит вполне актуальным, что лишь подтверждает тезис - в будущее наши инженеры смотрели уверенно и смело. Жаль только их разработки чаще всего оставались на уровне концептов.
Работа над проектом началась в 1987 году, а уже через год был готов первый ходовой образец автомобиля, носящего индекс НАМИ-0288 «Компакт». Такие сжатые сроки были сравнимы с мерками западных концернов, постоянно обновлявших свои модельные линейки, но у нас из подобных автомобилей формата «кей-кар» была лишь «ОКА», выпуск которой, в то время, пытались наладить в Елабуге. По сравнению с ней, «Компакт» выглядит настоящим прорывом в будущее, как в плане дизайна, так и технической начинки.
Силовая структура кузова этого малыша сварена из штампованных деталей. Передняя несущая часть машины сделана в виде отдельного модуля, присоединенного к основной силовой клетке кузова на шарнирах. Решение с одной стороны спорное, но с другой оно повышало технологичность сборки, снижало воздействие крутящих и динамических сил от подвески на основной каркас. Внешние панели кузова сделаны из стеклопластика. Конструкторы предусмотрели возможность использования разных видов пластика в производстве внешних панелей, и даже комбинированных, из металла и пластика.
Габариты кузова очень скромные. Длинна всего лишь 3330 мм, ширина 1550мм, при этом машина способна перевозить 5 человек. Что бы сзади, при такой ширине, смогли разместиться трое, средняя часть спинки заднего сиденья могла смещаться в сторону багажника, из-за чего плечи пассажиров были в разных плоскостях. Масса машины в снаряженном состоянии всего 650 кг.
Подвеска. Она - пневматическая. Как-то сразу и не верится в то, что на советской микролитражке образца 1988 года была «пневма»? Да, но это факт, была.
Передняя подвеска - «Макферон», с пневмостойками, задняя подвеска зависимая, с пневмобаллонами и амортизаторами. Давление воздуха создает электрический компрессор.
Клиренс регулируется в диапазоне от 140 мм до 200мм, но на этой отметке скорость движения ограничена 30 км/час. Если скорость выше, подвеска сама переходит в штатный режим с клиренсом 170 мм.
Примечательно, что элементы задней подвески расположены перед колёсными арками, а не посреди них, как это чаще всего распространено. Такое решение сэкономило место для багажника. Из этих же соображений «запаска» очутилась под капотом, как у «Таврии» и «Оки».
Дизайн кузова разрабатывал Алексей Пономарев, проектировкой технической части машины руководил инженер Александр Миронов. Водородную топливную систему разрабатывал инженер Кузнецов, руководили проектом А.Наместников и С.Радовский.
Двигатель - от «Таврии», МЕМЗ-245. Из-за ограниченного количества времени, отведенного на разработку проекта, мотор решили взять уже существующий, да и новый на тот момент мелитопольский мотор подавал неплохие надежды.
Для «Компакта» его пришлось адаптировать, в результате чего средний расход бензина снизился до 5.3 литра на 100 км. Но и это еще не всё, главным новшеством было то, что мотор мог работать на бензо-водородной смеси. Запаса водорода в 25-литровом композитном баллоне хватало в среднем на 150 км при городском темпе езды.
Особого выигрыша по экономичности такое решение, впрочем, не давало. Расход бензина действительно был на 15% ниже при комбинированной схеме питания, но и динамика ухудшалась, на те же 15%.
Но был экологический фактор, который так же учитывали при разработке городского автомобиля будущего, и здесь водород давал свои плюсы. К тому же, то время был эрой экспериментов с новыми типами двигателей, водород рассматривался наиболее перспективным топливом на западе.
Коробка передач пятиступенчатая, механическая, максимальная скорость 155 км/час, тормозная система двухконтурная с вакуумным усилителем, рулевое управление без усилителя, шины радиусом 13 дюймов.
В 1989 году «Компакт» был представлен на автосалоне в Токио, где имел большой успех. Ряд решений, примененных в этом проекте, был запатентован.
К сожалению, в производство эта машина не пошла. Тому был ряд причин. Многокилометровые заторы в городах и проблемы с парковкой были в будущем и компактные городские «кей-кары» спросом не пользовались, к тому же в СССР ломали голову над тем, где продолжать выпуск «Оки».
В 1991 году появился второй, обновлённый вариант НАМИ «Компакт».
Машина немного выросла в размерах и имела модульную конструкцию задней части кузова, позволявшую трансформировать его в пикап или фургон при необходимости. Но тогда промышленности стало уже совсем не до «Компакта»
. Возможно вам так же будет интересно почитать об
экспериментальном ГАЗ-18