В 80-х годах прошлого века в СССР задумались о необходимости создания малотоннажного фургона, который бы заменил старые «еразы», польские "жуки" и "нысы", и прочий разнообразный автопарк такого рода, устаревший и морально и технически. Нужна была своя, современная и в то же время простая машина.
Одно из решений разрабатывалось совместно с британской компанией IAD, их участие в проекте касалось в основном разработки дизайна и подвески. Технической частью занимались у нас. Производство планировалось наладить на Брянском автозаводе, ранее выполнявшем оборонные заказы, а в то время простаивавшем.
Первый образец БАЗ-3778 был собран в 1990 году, в Британии. Это был фургон с оригинальным дизайном передней части, сбоку он был немного похож на «Форд-Транзит», двигатель (92 л.с.) и трансмиссия были нашей разработки, мотор - ульяновский УМЗ-4173, коробка передач и задний мост оригинальной разработки БАЗа. Машина весила 1930 кг и развивала (по паспорту) скорость 110 км/час.
Начало производства советско-британского БАЗ-3778 планировалось на 1991 год, но известные политические события помешали этим планам. Тем не менее, фургон презентовали на выставке Автоиндустрия-92, о нем много писали в автомобильной прессе, подогревая интерес потенциальных заказчиков. Вернулись к этому проекту лишь в 1993-м, когда погасили все долги перед IAD, получили полный комплект документации, оснастку и т.д., но в производство БАЗ-3778 так и не пошел.
Тем временем, в Брянске сложа руки не сидели, и за пару лет разработали несколько различных фургонов, взяв за основу имевшийся образец БАЗ-3778. Кузов посчитали нужным усилить в некоторых местах. Часть недостающей оснастки сделали своими силами, и в 1993 году первая небольшая партия фургонов была собрана под индексом БАЗ-3783Д. Они незначительно отличались от фургона британско-советской разработки, и производство было не массовым, а под конкретные заказы.
Покупатели к новинке относились настороженно. Многих в первую очередь отпугивал несущий кузов фургона, это было смелое новшество, ведь в те времена, да и сейчас, впрочем, тоже, в сегменте малотоннажного коммерческого транспорта рама по прежнему в ходу. Гидроусилитель руля отсутствовал независимо от модификации, рулевое управление требует усилий.
Помимо 9-кубовых фургонов БАЗ-3783Д и его модификаций для нужд различных служб, МЧС и медицинских, был разработан фургон увеличенного объема - 11 кубов, назывался БАЗ-3782Д. Техническая часть не отличалась.
У фургона были свои плюсы и минусы. Из плюсов - просторный грузовой отсек, и просторная кабина, двигатель мог работать на дешевом 76-м бензине.
Минусов, к сожалению, было намного больше. Первое что бросалось в глаза, при открытии двери кабины - до боли убогий салон. Дверь, кстати, надо было придерживать - ограничитель был не на всех модификациях, зато он был на задних дверях грузового отсека, не позволяя им открываться на угол более чем на 90 градусов, что доставляло неудобство при погрузке-разгрузке машины. Педали газа и тормоза расположены слишком близко, в штатные зеркала заднего вида ничего не видно, рулевая колонка немного перекошена, а о подгонке даже тех скромных элементов салона, которые имелись в машине, на заводе, видимо, никогда не слышали. Аккумуляторная батарея была расположена под сиденьем водителя. Тоже очень странное и сомнительное решение.
Но если эти проблемы устранялись владельцами по своему усмотрению, «методом доработки напильником», как говориться, то самая существенная проблема не решалась ничем. Пробой передней подвески был частым явлением даже на дорогах умеренного качества, не то что на плохих, и если машина двигалась по плохой дороге груженой, многократный пробой подвески был гарантирован. Запас мощности позволял машине ехать заявленную по паспорту максималку, но больше 70 км/час выжимать из неё не стоило, помимо риска пробоя подвески на яме давала о себе знать плохая управляемость. Но это касалось плохих дорог, на нормальном асфальте особых проблем не было. Англичане, проектировавшие подвеску видимо просто не учли фактор наших тогдашних дорог.
Возможно, машине просто требовалась небольшая (в масштабах проекта) работа над ошибками, и у БАЗ-3783Д было бы будущее, но серьёзный кризис на предприятии и в стране в целом, дороговизна малосерийного производства, отсутствие заказов, перебои с поставками сторонних комплектующих и ряд других проблем, а так же дебют в 1995 году рамной и в целом, более удачной ГАЗовской «Газели» поставили точку на этом проекте.
До 1997 года в Брянске под заказы еще собирали единичные экземпляры БАЗ-3783Д, затем производство полностью прекратилось. В начале 2000-х мне попадался один такой фургон, в уже весьма потрепанном виде, то был первый и пока единственный раз, когда я видел эту машину перед собой, а не на фото в автожурналах.