Первой машиной, за руль которой я сел, был «Москвич-408», купленный отцом у родственников в 1981 году. Жили мы тогда в Брянской области. Помню эти незабываемые впечатления, когда мне, 13-летнему пацану отец дал порулить машиной пару минут в конце улицы, где нет движения. Да и порулить - громко сказано, так, по прямой метров 50 проехать. До сих помню, как гордо ехал те несколько метров, вытянув голову из-за руля, было чем похвастаться теперь перед друзьями.
Машина вообще была долгожданной, но именно этот Москвич появился у нас в семье неожиданно. Родственники купили «Жигули», точнее выиграли машину в лотерею, и предложили свой «Москвич» отцу, который тоже стоял в очереди за машиной. Он не стал дожидаться очереди и купил 408-го, помню даже, часть суммы отдавал в рассрочку. Машина у нас появилась летом, тёмно-синего цвета он.
Поскольку машина была не новой, то требовала к себе внимания, но серьёзными поломками она никогда не подводила. Отец работал в автобазе на грузовом «Газоне», и в машине ничего неизвестного для него не было, а я же познавал азы механики, помогая ему в гараже, построенном специально для этого «Москвича», мне было интересно.
В следующем году летом мы поехали в Анапу, куда ездили раньше, но теперь впервые ехали на своей машине. Помню, как внимательно отец всё проверял перед дальней дорогой. Масло в моторе, в мосту, в коробке и даже в рулевом редукторе, воду в радиатор лил только дистилированную, иногда собирал дождевую и фильтровал её через воронку из фильтровой бумаги, а обычную не лил, говорил что от обычной накипь будет. Шаровые опоры и рулевые тяги. Смазывал механизм переключения скоростей, который у этой машины был еще на руле. В аккумуляторе проверял уровень электролита, всё проверял, и каждый раз перед дальней дорогой он так делал. А мне нравилось бензин накачивать, сверху бензонасоса был стеклянный колпак, видно было, как бензин поступает.
«Москвич» был очень мягкий, из-за рессорной подвески и масляных амортизаторов, отец быстро не ездил, 90 километров максимум разгонялся, не любитель был быстрой езды, да и дороги были не очень.
Отучившись при ДОССААФ и получив права в 90-м я тоже иногда стал ездить на этом «Москвиче», но нечасто, он казался мне старомодным, а через 4 года я купил уже свою первую личную машину, «пятерку» ВАЗ-2105, и жил уже в самом Брянске. За машиной отец продолжал следить, хоть и редко на ней ездил, а потом его не стало. Я понимал, что ездить на Москвиче уже не буду, но и продавать не хотел, всё-таки память об отце.
Так он и по сей день в семье, уже мои сыновья его отреставрировали и катаются иногда, используя как машину выходного дня. Машина 1968 года выпуска, в этом году ей исполнилось 50 лет. Интересно, а современные машины смогут столько просуществовать, и быть исправными через 50 лет даже если их купить, и просто поставить в гараж, не ездя каждый день?
От автора канала Oldtimer weekly: А правда, интересный вопрос в конце истории задан. Как бы не ругали
«Москвич» все кому не лень, особенно почему-то те, у кого его и не было никогда, но вот, проходит 50 и более лет, а машина работает…
История прислана подписчиком.