ЗИЛ ММЗ-555. Строитель наших городов

Nov 19, 2018 10:28


Без этого небольшого  самосвала трудно представить какую либо городскую стройку в СССР 70-х и  80-х годов. Бегали они и в девяностых, по большей части уже на периферии  у частных развозчиков, торговавших сыпучими, да и в наши дни, хоть и  редко, но еще можно увидеть живую машину на дороге. Пару дней назад  такой  мне и повстречался.





Отличий от обычного ЗИЛа  у ММЗ - 555 хватает. Первое, что бросается в глаза - он короче обычного  ЗИЛа. Укорочена рама, стала короче и колёсная база. Отличительной  особенностью самосвала,  собиравшегося на Мытищинском машиностроительном  заводе, был кузов-самосвал корытообразной формы, объемом 3 кубометра, а  грузоподъемность составляла 4.5 тонны.



Если заглянуть под  машину, то можно увидеть карданный вал без промежуточной опоры,  «короткий кардан», как их называют, шел от коробки передач на редуктор  заднего моста, как у «Москвича», у которого так же не было «подвесного»,  в отличии от карданов вазовской классики.

Двигатель в основном был  стандартный, ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с, но выпускалась и газобаллонная  модификация самосвала с двигателем ЗИЛ-138.



В конце 60-х на  некоторые партии шасси для самосвалов устанавливали устаревший  6-цилиндровый ЗИЛ-157Д мощностью в 110 л.с., однажды мне довелось видеть  такую модификацию (ЗИЛ-ММЗ-555К), поначалу думал, что это самодельщина,  но владелец сказал, что так было с завода, двигатель на той машине хоть  и менялся, но на такой точно.

Для экспорта грузовики  могли комплектоваться английским дизельным двигателем Leyland мощностью  135 л.с. или финским 4-цилиндровым дизелем Valmet 411BS мощностью в 125  л.с.



На фоне своих  полноразмерных собратьев,  ЗИЛ ММЗ-555 ездит довольно бодро даже в  преклонном возрасте, возможно, потому что его вес был почти на 400 кг  меньше обычного бортового ЗИЛ-130.  Тормозная система у ММЗ-555 тоже  упрощенная, одинарный тормозной кран, отсутствует возможность  подключения тормозов прицепа, но он мог буксировать небольшой одноосный  прицеп.



Управление подъемом  кузова осуществлялось рычагом в кабине, он приводил в действие  шестеренный гидронасос, от которого единственная масляная магистраль шла  на подъемный цилиндр. Этот же рычаг управлял и простеньким  распределителем. У рычага было три положения - «подъем», при котором был  задействован маслонасос, через коробку отбора мощности, «нейтраль», при  котором вал коробки отбора мощности разобщен с трансмиссией и насос не  работает, но при этом золотник распределителя закрыт. В этом положении  кузов мог оставаться поднятым длительное время. При исправном золотнике,  конечно.



Третье положение рычага  открывало перепускной канал, через который масло переходило из цилиндра в  бак, и кузов под своим весом опускался сам. Простая конструкция, к  гидроцилиндру шел всего один маслопровод, уровень масла в бачке можно  было проверить, только открутив пробку, в неё был вмонтирован щуп.



Машина успешно работала  везде, где требовался самосвал небольшой грузоподъемности. В основном на  стройках жилых домов и производственных объектов, массово применялась  при дорожном строительстве в качестве асфальтовоза, подвоза щебня и т.д.   Производился грузовик 10 лет, с 1964 по 1974 год.

ЗИЛ, ЗИЛ-ММЗ, ЗИЛ-130

Previous post Next post
Up