В конце пятидесятых годов прошлого века в Польше задумались о создании крохотного автомобиля, максимально простого и дешевого, концептуально похожего на популярные тогда в Европе микромашины типа «Изетты» или Цюндапповского «Януса».
За работу взялось «Инженерное бюро моторных средств» (BKPMot), ведущими конструкторами были Войчицки и Зигадлевич, работавший над кузовом. Казалось, что может быть проще - бери готовый силовой агрегат от мотоцикла, сделай простой двухместный кузов, и вуаля. Тем более, в технике поляки кое-чего смекали.
На этапе первого ходового образца выяснилось прописная истина - гладко было на бумаге, а в реальности получилась так себе машина. Она довольно скоро рассыпалась, но с учётом приобретенного опыта сделали несколько усовершенствованных опытных образцов.
Попасть в салон можно было через единственную дверь, по совместительству она же была и передней панелью вместе с ветровым стеклом. Создатели «Дитя», а именно так с польского переводится Smyk, в своем решении не были оригинальны, вспомнить ту же «Изетту», у которой была единственная дверь спереди. Только там она была распашной, а здесь…
Ну, вы сами всё видите. Может быть создатели машины были неплохими акробатами, и для них попасть за руль было делом плёвым, то себя, например, я слабо представляю пробирающимся в салон через откинутую вперед ляду.
Когда вы жалуетесь, как тяжело пролазить в салон двухдверок, вспомните это фото.
Да, кстати, за передним рядом сидений были еще два так называемых детских места. Как пролазить на них - история умалчивает, хотя детишкам может такой квест, наоборот, мог и понравиться.
Двигатель расположен сзади. Одноцилиндровый четырёхтактный мотор жидкостного охлаждения был позаимствован у мотоцикла Junak, от него же «Дитю» досталась и четырёхступенчатая коробка передач. Задний ход сделали через реверс-редуктор, поэтому передач заднего хода у этой машины тоже оказалось четыре.
Мотор. На переднем плане виден тросик декомпрессора, идущий в салон.
Кажется, 350 см3 мотора мощностью в 15 л.с. для этой кибитки должно было хватать с избытком, а водяное охлаждение решало извечную проблему мотоколясок с перегревом, но и здесь не обошлось без казусов. Двигатель постоянно работал максимуме своих возможностей, из-за чего перегревался, быстро ломался шатун и приводные цепи.
Еще мотор было трудно запустить диностартером, для облегчения пришлось мудрить декомпрессор с управлением из салона.
Но совсем стало грустно, когда подсчитали затраты на создание ходового образца, приблизившиеся к 200 000 злотых. За эти деньги можно было купить приличный подержанный «Пежо» или «Фиат», а не странную мотоколяску. Впрочем, в BKPMot не унывали, надеясь снизить себестоимость за счет массового выпуска, а заодно как-то решить проблему с охлаждением.
Шутка ли, к 1965 году планировали собирать по 10 тыс. экземпляров в год, но всё закончилось опытной партией в 20 - 25 экземпляров, сколько точно, уже никто не помнит, после чего производство свернули. Слишком высокой была цена.
Саму идею этой машины бессмысленной я бы не назвал, ведь в Европе подобные микромашины имели успех
, просто у поляков их «Дитя» немножечко не получилось.