Этот грузовик, с виду похожий на привычный ГАЗ-51, является довольно малоизвестной машиной, хоть и выпущено их было не так уж мало. Впрочем, а так ли уж привычен сейчас 51-й Газон, ведь и во времена детства он не хоть и встречался на дорогах, но не так уж часто, а ведь мне самому уже «уверенно за тридцать», так сказать. Но, тем не менее, УралЗИС-355М мне вживую видеть ни разу не довелось, не было их в наших южных широтах. А вот в на Дальнем Востоке, в Сибири и в Средней Азии этот грузовик был весьма распространённой машиной. Автомобиль целины.
Говорят, что эту машину сначала было слышно издалека, и чем ближе она становилась, тем лучше было её слышно, и затем уже - видно. Виной тому была архаичная прямозубая главная передача, доставшаяся грузовику от своего предшественника - ЗИС-5. От него же грузовик унаследовал и большинство других агрегатов, став по сути, модернизированной версией легендарной трёхтонки, в какой-то мере даже последней его модификацией. За характерный вой заднего моста «Уралец» получил прозвище - поющий грузовик.
Дело в том, что во время войны производственные мощности завода ЗИС были эвакуированы на Урал, а после восстановления производствам грузовиков в Москве на Урале производство не прекратилось, и более того, пошло развиваться своим путём, и несмотря на сходство и унификацию по основным агрегатам, внешний облик машин становился оригинальными неповторимым.
Внешне «Уралец» похож на ГАЗ-51, но при внимательном рассмотрении виден ряд отличий. Крылья свои, не имеющие с газоновскими ничего общего, кабина хоть визуально и похожа, но если внимательно присмотреться к дверям, тоже видно отличие.
Прототип УралЗИС-353, 1953 год.
Стилистическое сходство кабины УралЗИС-355М с кабиной ГАЗ-51 объясняется тем, что и та и другая - творение рук талантливого советского автоконструктора Андрея Липгарта, работавшего на Горьковском автозаводе. По какому-то досадному и типичному для своего времени политическому недоразумению, Липгарт был уволен с ГАЗа и переведен на Уральский автозавод, причем без сохранения должности, в штат вошел простым рядовым конструктором. Талантливый конструктор предложил ряд усовершенствований выпускавшегося грузовика, главным новшеством стала кабина.
Поскольку УралЗИС-355М имел «зисовский» 6-цилиндровый мотор объемом 5.5 литра, значительно превышавший в размерах газовскую «шестерку», втиснуть его под капот сходных с ГАЗ-51 габаритов не представлялось возможным, капот получился бы слишком длинным, непропорциональным. Решением стало частичное перемещение двигателя в кабину. В переднем, моторном щите кабины была выемка, куда уходило почти 2 из 6 цилиндров блока, тем самым внешность кабины и капота была пропорциональной и вполне современной.
В отличии от предшественника, кабина УралЗИС-355М была оборудована необходимым в суровом северном климате прибором- отопителем. Сама же кабина была не цельнометаллической, у дверей был деревянный каркас, напоминавший конструкцию кабин самых ранних ГАЗ-51. Несмотря на обновлённый облик, технически машина, уходившая корнями к американскому грузовику Autocar начала 30-х годов, для конца 50-х была слишком уж устаревшей. Тем не менее, грузовик был прост в ремонте, неприхотлив в эксплуатации и очень вынослив, сильных нареканий от водителей машина не получала. Несмотря на паспортную грузоподъемность в 3.5 тонны, бывало, что машина перевозила и 6 тонн, почти двойной перегруз. Бывало, что перегруза не выдерживали задние полуоси, часто водители возили с собой запасные, заменить её можно было в дороге.
Бездорожье хоть и не было для УралЗИС-355М родной стихией, всё же ведущий мост был только задний, но тем не менее, по бездорожью грузовик шел уверенно даже с прицепом. Благодаря высокой проходимости, машина использовалась в том числе и в качестве лесовоза. Вообще на базе этой машины были автокраны, и автоцистерны для перевозки различных пищевых жидкостей, так и нефтепродуктов, разная спецтехника, седельные тягачи, самосвалы, ну помимо базовой модификации с грузовой платформой.
Кинематограф увековечил эту машину в кинофильме «Джентльмены удачи», именно УралЗИС-355М там используется в качестве машины для перевозки цементного раствора, в которой ехали герои кинофильма.
Фильм снимался в 1972 году, грузовик был не «киношный», обычная машина с автобазы, видно что к тому времени уже изрядно подуставшая.
Производился грузовик с 1958 по 1965-й год, последний УралЗИС-355М покинул заводской цех 16 октября 1965 года. Всего было выпущено 192 тысячи «Уральцев» различных модификаций.
В силу своей оригинальной кабины, не взаимозаменяемой ни с одним из других грузовиков, (что позволяло продлять жизнь машин при капремонтах) до наших дней уцелело мало этих машин, и сейчас они большая редкость даже в тех краях, куда основная масса их и поставлялась.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.