В статье о
ВАЗ 2101 я упоминал об отличиях «копейки» от итальянского предшественника Fiat 124, в конструкцию фиата было внесено около 800 изменений, о некоторых из них, самых крупных и заметных мы и поговорим.
Визуально машины очень похожи, настолько, что человек, для которого все машины похожи, как говориться, разницу найдет не сразу, если сильно присмотрится, то заметит отличие дверных ручек и бамперов.
У Fiat 124 наружные дверные ручки были накладными, дверь открывалась нажатием кнопки, а вот выштамповки под ручкой для удобства хвата не было. Но знаю, насколько удобно было пользоваться такими ручками, но, на мой взгляд, накладные хромированные ручки красивее смотрятся чем жигулёвские. Жаль, что их изменили, лучше бы просто выштамповку для удобства хвата сделали.
Раз уж речь зашла о дверях, то можно отметить и разницу в ограничителях их открытия. На «копейке» это привычная скоба, а у Fiat 124 более изящная пластина, которая крепится штифтом к стойке. Зачем изменили ограничитель - тоже не понятно.
Ну и форточка. Замок форточки на «копейке» приклеен к самому стеклу форточки, со временем клей теряет свои свойства и замок отпадает. Надо отдать должное, правда, отпадает он уже на третьем кругу теоретического срока эксплуатации авто, восьмилетнего. Но всё же, у итальянцев конструкция замка более надёжная, здесь он точно никогда не отвалится.
Зеркало наружного вида на «копейке» было круглым, у Fiat 124 оно было квадратным, и устанавливалось не на все машины.
Еще по отличиям во внешнем облике. Бампер «копейки» обзавелся клыками, а на переднем бампере появилось отверстие для заводной рукоятки «кривого стартера». С какой целью его внедрили - не понятно, двигатель ним всё равно запустить невозможно, разве что проще провернуть время от времени коленвал в периоды долгого простоя.
Множество изменений было в конструкции кузова, отличались усилители, петли багажника «копейки» обзавелись торсионами, а у Fiat багажник фиксировался скобой.
Багажник Фиата
В салоне всё во многом похожее, на приборной панели отсутствует указатель температуры антифриза, вместо него контрольная лампа, а на торпедо местами поменяны пепельница с местом под радиоприемник, рычажок управления «подсосом» карбюратора у «жигулей» переехал вправо от руля, что в целом, удобнее.
Салон "Копейки"
Салон Фиата
В технической части отличия более существенны. Двигатель. Изменился механизм газораспределения, распредвал переместился в головку блока цилиндров, механизм OHC вместо OHV у Фиата. Горизонтальный Solex, который был у Fiat 124 сменился вертикальным «Вебером», впоследствии его российской копией «Озоном». Различия были и в конструкции генератора. Привод сцепления у «копейки» стал гидравлическим, взамен электропривода у Fiat. Гидропривод был проще и надёжней.
Привычный нам ВАЗ
И непривычный итальянец
Значительных изменений претерпела задняя подвеска. Амортизатор сменил своё местоположение, вместо стабилизатора, который был у Fiat 124 появились две короткие тяги, крепившиеся к лонжеронам, задняя подвеска стала проще и выносливее. Передняя подвеска принципиально не изменилась.
ВАЗ
ФИАТ
ВАЗ
ФИАТ
Главное изменение, внесенное в тормозную систему - отказались от задних дисковых тормозов, которые были у Fiat 124, на «Жигулях» были обычные барабаны, правда, увеличенного диаметра и изготовленные из легкосплавного металла, с чугунной вставкой, это было новшеством для советского автопрома.
ВАЗ
ФИАТ
Если отказ от задних дисковых тормозов можно назвать спорным решением, барабанные не так эффективны, то появление независимых контуров в тормозной системе ВАЗ 2101 - однозначно полезное усовершенствование. В конструкции передних тормозов принципиальных изменений не было, кроме незначительного изменения суппорта и цилиндров.
ВАЗ
ФИАТ
В рулевом управление принципиальных отличий нет. Редуктор и маятник напротив него, соединенный тягами с поворотными кулаками. Никакого усилителя на обеих машинах нет.
Как видим, несмотря на внешнее сходство, у первенца Волжского автозавода и его предка, итальянского Фиата много серьёзных конструкционных отличий, упрощений, а где-то и усовершенствований под наши условия эксплуатации и обслуживания.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.