Csepel 800. Венгерский артиллерийский тягач с русскими корнями

Nov 17, 2020 23:52


После  окончания Второй мировой началось масштабное перевооружение армий, как  восточного блока, так и стран западной Европы, Венгрия здесь не стала  исключением. Гусеничные артиллерийские тягачи хорошо себя  зарекомендовали, поэтому дальнейшее их развитие и принятие на вооружение  в 1950-х было очевидным.





Артиллерийский  тягач Csepel 800 появился в 1955 году, работы над его созданием  начались в 1950-м. В основу конструкции легла советская разработка,  гусеничный тягач М-2.



Советский артиллерийский тягач М-2

Партию  из 50 этих машин Венгрия закупила в 1949 году, по цене 22 737 рублей за  каждый. Впрочем, для инженеров эта машина была не нова. Некоторое  количество советских тягачей Я-12, предшественника М-2 было на  вооружении Венгерской армии.

Взяв  всё лучшее от М-2, советского лёгкого танка Т-70 и грузовика Csepel  300, инженеры создали очень достойную машину. Csepel 800 оснащен  дизельным двигателем мощностью 125 л.с. Это лицензионный австрийский  Steyer D 613, хорошо себя зарекомендовавший на грузовиках.



Максимальная скорость по ровной поверхности 37 км/час, запас хода на одной заправке 300 километров.



Коробка  передач 5-ступенчатая, имеется реверс-редуктор. Бортовые редуктора,  многодисковые фрикционы сухого трения, в целом вся система управления и  трансмиссия, за исключением КПП и сцепления, схожи с агрегатами  советского танка Т-70.



Подвеска  катков торсионная, сверху гусеницу поддерживают три опорных ролика. Всё  точно так же, как на тягаче М-2, даже два передних ролика так же  немного отдалены от других, это хорошо сказывалось на преодолении рвов и  глубоких канав. Давление гусениц на грунт 0,56 kg/cm².



Кабину  с небольшими изменениями взяли от существующего грузовика, для своих  лет она была вполне комфортной. За кабиной находится бортовая платформа  для перевозки грузов, боекомплекта или бойцов.



За  три года производства, с 1955 по 58-й год было собрано около 400  тягачей, главный инженер проекта Эрно Ковачшази был удостоен высокой  государственной награды - премии имени Кошута.  Oldtimer

гусянка, csepel 800, грузовик, Чепель

Previous post Next post
Up