Малоизвестный автобус «Таджикистан» до сих пор работает на Украине

Apr 10, 2020 13:17


Автобус  «Таджикистан» относится к категории так называемых «барбухаек»,  построенных на шасси грузовика. Однажды, когда мне было еще лет 13,  довелось несколько раз проехаться в таком аппарате, естественно, в  качестве пассажира.





Помню,  было это поздней осенью в дождливый день. В салоне было тепло, но  шумно, и на ухабах была довольно сильная тряска. Еще запомнилось, что он  был довольно резвый, в сравнении с ЛАЗами и ПАЗиками, он уверенно шел  на подъем, на который те едва тащились.

Думал,  что эти, малоизвестные даже в советское время «барбухайки» давно  отъездили своё, но недавно увидел фото одного экземпляра, который всё  еще работает по своему прямому назначению - возит пассажиров. Это на  Украине, в Сумской области. Город Кролевец, судя по маршрутной табличке.



В  отличие от большинства советских «барбухаек», построенных на базе  грузовика ГАЗ-53, «Таджикистан - 3205» построен на базе ЗИЛ-130. Это  давало ему массу преимуществ, в особенности - большой запас по мощности  мотора.

Двигателя  ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с. для этого автобуса более чем хватало. В  отличие от вечно «уставших» городских «Лазов», с таким же, чаще всего,  мотором. К тому же, переднее расположение мотора способствовало лучшему  охлаждению.



Системы управления тоже зиловские, руль с гидроусилителем, тормоза с пневмоприводом. Подвеска рессорная.

Производство  «Таджикистана» стартовало в 1976 году на мощностях Чкаловского  авторемзавода и продолжалось до 1991 года. Поскольку производился  автобус малыми партиями, широко известным он не стал, применялся, в  основном, в качестве служебного транспорта, по доставке рабочих и  различных ремонтных бригад.



Салон автобуса. Ничего особенного, но выглядит просторней, чем у "Пазика"



Табличка автобуса последнего года выпуска, которая позволяет судить про объемы выпуска. Менее 4.5 тыс.

Кстати,  любопытный факт. Специально для Чернобыля в 1986 году, на ЧАЗе в  кратчайшие сроки собрали несколько десятков специальных автобусов,  кузова которых обшили свинцом в нижней части. Сами кузова были  герметичными, снабжены вентиляционной системой с фильтрами воздуха. Вот  как они выглядели.



"Чернобыльская" версия

Примечательно,  что индекс 3205, под которым нам известны автобусы ПАЗ, «Таджикистан»  получил в начале 1980-х, когда ПАЗ - 3205 еще только был в стадии  начальной разработки.



Последний  раз вживую такой автобус я видел в 2009 году в Крыму, в Феодосии. Тогда  он был в отличном виде, но 10 лет с тех пор прошло…

Не удивлюсь, если тот, что ездит в Сумской области - последний из «Таджикистанов», используемый по прямому назначению. Oldtimer

барбухайка, автобус

Previous post Next post
Up