«Моргуновка» по-французски. Vespa - 400

Apr 08, 2020 14:48


Vespa  ассоциируется у нас в первую очередь с культовым итальянским  мотороллером. И при чем здесь эта французская мотоколяска - какое  отношение она имеет к мотороллеру, еще и к итальянскому, спросит вдруг  читатель? Что ж, попробуем разобраться, в чем тут дело.





(с) фото с сайта bringatrailer

Для  начала, немного истории. Действительно, всем известны итальянские  мотороллеры, производившиеся компанией Piaggio под легендарной маркой  Vespa. Но выпускались они не только у себя на родине, лицензионная  сборка суперпопулярного мотороллера была налажена и во Франции на  мощностях компании АСМА.



(с) фото с сайта bringatrailer

В  1955 году французы задумались над расширением модельной линейки, и  предложили итальянцам разработать создать небольшой автомобиль на  мотоциклетных агрегатах. Аналогичные немецкие поделки типа BMW Isetta  или Messerschmitt KR-200, уверенно завоёвывали сердца и, самое главное,  кошельки европейских покупателей.



(с) фото с сайта bringatrailer

Людям  хотелось иметь транспортное средство с хоть какой-то крышей над  головой, но денег на полноценный, пусть даже самый дешевый автомобиль не  хватало, и выпуск четырёхколёсной «Веспы» смешным решением отнюдь не  казался. Но в Piaggio идею французских коллег не поддержали.

Переговоры  длились около года, и по их результатам АСМА получила добро на  самостоятельную разработку такой машины, и самое главное - право её  продавать под брендом Vespa. Правда, только на территории Франции. Но  это уже был большой шаг навстречу.



(с) фото с сайта bringatrailer

Разработка  микроавтомобиля, или по нашему - мотоколяски, длилась около года, и в  1957 году Vespa 400 была представлена публике, сразу же вызвав её  заинтересованность.

Технически  это очень простая конструкция. Мотор установлен в задней части и  представляет собой двухцилиндровый двухтактный карбюраторный двигатель  объемом 400 «кубиков».



(с) фото с сайта bringatrailer

Мощность  12 л/с, её хватало, что бы разгонять «Веспу» с водителем и пассажиром  примерно до 85 км/час. Правда, только на ровной дороге, на подъемах  скорость значительно падала.

Поскольку  двигатель двухтактный, то работает он на смеси бензина с моторным  маслом, но инженеры позаботились о водителе. Ему не надо было готовить  эту смесь вручную, разбалтывая её в ведре.



(с) фото с сайта bringatrailer

Достаточно  было залить масло в небольшой бачок, откуда оно уже само, в необходимом  количестве, через жиклёр подавалось в карбюратор.

Коробка  передач трёхступенчатая, 2 и 3 передачи с синхронизатором. На поздних  моделях была четырёхступенчатая. Привод на задние колёса.



(с) фото с сайта bringatrailer

Подвеска  всех колёс независимая, пружины и телескопические амортизаторы. Задние  колёса заметно «косолапят», как у любой машины с подобной подвеской,  будь то наш «Запорожец», или его итальянский собрат, или чешские  «Татры».



(с) фото с сайта bringatrailer

Рулевое  управление реечное, для 50-х очень прогрессивное решение. Тормоза  гидравлические барабанные. Диаметр колёс немногим больше, чем на садовой  тележке - 10 дюймов.



(с) фото с сайта bringatrailer

В  салоне всё предельно просто. Даже боковые стёкла первое время были  глухими, сдвижными их сделали в 1958-м, после массы нареканий и  пожеланий со стороны покупателей.

Вентиляцию  салона обеспечивала крыша с мягким сдвижным верхом. Салон, двухместный,  сзади есть подобие сиденья, но это скорее полка для багажа.



(с) фото с сайта bringatrailer

Впрочем, рекламные листовки недвусмысленно намекали, что сзади могут разместиться ребенок и домашний питомец.



На приборной панели не густо. Комбинация из спидометра, контрольной лампы заряда аккумулятора и низкого уровня топлива.



(с) фото с сайта bringatrailer

Отдельно вынесена лампочка перегрева мотора и дальнего света фар. Вот и всё, что полагалось знать водителю.



(с) фото с сайта bringatrailer

Автомобиль  кажется игрушечным. Тем не менее, первые пару лет он пользовался  устойчивым спросом, в 1957 -м собрали около 12 тыс. экземпляров, еще о  коло 10 тыс. собрали годом позже.

В  дальнейшем спрос на него стал падать. Уровень жизни рос и покупатели  интересовались уже более просторными машинами, да и феноменальный успех  «Утёнка» от Ситроен, цена на который снижалась, привел сначала к  прекращению спроса на «Веспу».



В  1961 году этот микроавтомобиль был снят с производства. Компания АСМА  вложилась в этот проект с большим энтузиазмом, в ущерб даже выпуску  основной продукции - мотороллеров, и обанкротилась.



(с) фото с сайта bringatrailer

За  4 года производства собрали около 30 тыс. машин. В наши дни каждая из  уцелевших четырёхколёсных «Весп» стоит приличных денег, конкретно эта  синенькая, фотографиями которой иллюстрирован пост, была продана в мае  2019 года почти за $17 тыс. Как для мотоколяски - страшные деньги,  согласитесь. Oldtimer

Выше, в статье я упоминал о "Мессершмитте", подробнее о нем можно почитать здесь.

Веспа, vespa 400

Previous post Next post
Up