Vespa ассоциируется у нас в первую очередь с культовым итальянским мотороллером. И при чем здесь эта французская мотоколяска - какое отношение она имеет к мотороллеру, еще и к итальянскому, спросит вдруг читатель? Что ж, попробуем разобраться, в чем тут дело.
(с) фото с сайта bringatrailer
Для начала, немного истории. Действительно, всем известны итальянские мотороллеры, производившиеся компанией Piaggio под легендарной маркой Vespa. Но выпускались они не только у себя на родине, лицензионная сборка суперпопулярного мотороллера была налажена и во Франции на мощностях компании АСМА.
(с) фото с сайта bringatrailer
В 1955 году французы задумались над расширением модельной линейки, и предложили итальянцам разработать создать небольшой автомобиль на мотоциклетных агрегатах. Аналогичные немецкие поделки типа BMW Isetta или Messerschmitt KR-200, уверенно завоёвывали сердца и, самое главное, кошельки европейских покупателей.
(с) фото с сайта bringatrailer
Людям хотелось иметь транспортное средство с хоть какой-то крышей над головой, но денег на полноценный, пусть даже самый дешевый автомобиль не хватало, и выпуск четырёхколёсной «Веспы» смешным решением отнюдь не казался. Но в Piaggio идею французских коллег не поддержали.
Переговоры длились около года, и по их результатам АСМА получила добро на самостоятельную разработку такой машины, и самое главное - право её продавать под брендом Vespa. Правда, только на территории Франции. Но это уже был большой шаг навстречу.
(с) фото с сайта bringatrailer
Разработка микроавтомобиля, или по нашему - мотоколяски, длилась около года, и в 1957 году Vespa 400 была представлена публике, сразу же вызвав её заинтересованность.
Технически это очень простая конструкция. Мотор установлен в задней части и представляет собой двухцилиндровый двухтактный карбюраторный двигатель объемом 400 «кубиков».
(с) фото с сайта bringatrailer
Мощность 12 л/с, её хватало, что бы разгонять «Веспу» с водителем и пассажиром примерно до 85 км/час. Правда, только на ровной дороге, на подъемах скорость значительно падала.
Поскольку двигатель двухтактный, то работает он на смеси бензина с моторным маслом, но инженеры позаботились о водителе. Ему не надо было готовить эту смесь вручную, разбалтывая её в ведре.
(с) фото с сайта bringatrailer
Достаточно было залить масло в небольшой бачок, откуда оно уже само, в необходимом количестве, через жиклёр подавалось в карбюратор.
Коробка передач трёхступенчатая, 2 и 3 передачи с синхронизатором. На поздних моделях была четырёхступенчатая. Привод на задние колёса.
(с) фото с сайта bringatrailer
Подвеска всех колёс независимая, пружины и телескопические амортизаторы. Задние колёса заметно «косолапят», как у любой машины с подобной подвеской, будь то наш «Запорожец», или его итальянский собрат, или чешские «Татры».
(с) фото с сайта bringatrailer
Рулевое управление реечное, для 50-х очень прогрессивное решение. Тормоза гидравлические барабанные. Диаметр колёс немногим больше, чем на садовой тележке - 10 дюймов.
(с) фото с сайта bringatrailer
В салоне всё предельно просто. Даже боковые стёкла первое время были глухими, сдвижными их сделали в 1958-м, после массы нареканий и пожеланий со стороны покупателей.
Вентиляцию салона обеспечивала крыша с мягким сдвижным верхом. Салон, двухместный, сзади есть подобие сиденья, но это скорее полка для багажа.
(с) фото с сайта bringatrailer
Впрочем, рекламные листовки недвусмысленно намекали, что сзади могут разместиться ребенок и домашний питомец.
На приборной панели не густо. Комбинация из спидометра, контрольной лампы заряда аккумулятора и низкого уровня топлива.
(с) фото с сайта bringatrailer
Отдельно вынесена лампочка перегрева мотора и дальнего света фар. Вот и всё, что полагалось знать водителю.
(с) фото с сайта bringatrailer
Автомобиль кажется игрушечным. Тем не менее, первые пару лет он пользовался устойчивым спросом, в 1957 -м собрали около 12 тыс. экземпляров, еще о коло 10 тыс. собрали годом позже.
В дальнейшем спрос на него стал падать. Уровень жизни рос и покупатели интересовались уже более просторными машинами, да и феноменальный успех «Утёнка» от Ситроен, цена на который снижалась, привел сначала к прекращению спроса на «Веспу».
В 1961 году этот микроавтомобиль был снят с производства. Компания АСМА вложилась в этот проект с большим энтузиазмом, в ущерб даже выпуску основной продукции - мотороллеров, и обанкротилась.
(с) фото с сайта bringatrailer
За 4 года производства собрали около 30 тыс. машин. В наши дни каждая из уцелевших четырёхколёсных «Весп» стоит приличных денег, конкретно эта синенькая, фотографиями которой иллюстрирован пост, была продана в мае 2019 года почти за $17 тыс. Как для мотоколяски - страшные деньги, согласитесь.
Oldtimer Выше, в статье я упоминал о "Мессершмитте",
подробнее о нем можно почитать здесь.